Святые отцы в истории Православной Церкви
исихии мирянину свидетельствует опыт отца святителя
Григория Паламы, который, будучи сенатором, однажды
даже на заседании сената погрузился в такую молитвен
ную исихию. Конечно, стяжание подобного молитвенного
безмолвия требует великого подвига.
Есть ли у аскетики эволюция?
Мы живем в меняющемся мире, и формы церковной
жизни тоже меняются, а соответственно меняются порой
терминология и конкретные формы проявления аске
тизма. Однако так как аскетика по своей сути и по своей
конечной цели, которую мы понимаем не только умом, но
и сердцем, остается неизменной, то обретение ею некото
рых новых форм не влечет изменения сути православно
го подвижничества. Так, упоминаемый мной покойный
отец Иоанн (Крестьянкин) подвизался тем же подвигом
добрым, как и преп. Антоний. Естественно, что право
славное подвижничество никогда не существовало и не
может существовать вне Церкви и ее Таинств. Иногда
спрашивают, почему все восточные отцы-аскеты много
пишут про различение помыслов, борьбу со страстями,
Боговидение, но часто почти ничего не говорят об Евха
ристии. Неужели аскетизм отцов был оторван от церков
ных Таинств? Безусловно, это не так.
Из свидетельств о ранних отцах-подвижниках мы зна
ем, что Евхаристия была одним из главных центров их
аскетического опыта. Подвижники в египетской пустыне
Келлий собирались раз в неделю из своих уединенных мест
в храм, где все причащались, не говоря уже о киновийных
монастырях. Евхаристия была наиважнейшим и необходи
мым элементом аскетизма всегда. Другое дело, что далеко
не все отцы или подвижники могли участвовать в общем
богослужении. Отшельники, живущие далеко в пустыне,
часто имели с собою запасы Святых Даров и причащались
410