Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

исихии мирянину свидетельствует опыт отца святителя
Григория Паламы, который, будучи сенатором, однажды
даже на заседании сената погрузился в такую молитвен­
ную исихию. Конечно, стяжание подобного молитвенного
безмолвия требует великого подвига.

Есть ли у аскетики эволюция?
Мы живем в меняющемся мире, и формы церковной
жизни тоже меняются, а соответственно меняются порой
терминология и конкретные формы проявления аске­
тизма. Однако так как аскетика по своей сути и по своей
конечной цели, которую мы понимаем не только умом, но
и сердцем, остается неизменной, то обретение ею некото­
рых новых форм не влечет изменения сути православно­
го подвижничества. Так, упоминаемый мной покойный
отец Иоанн (Крестьянкин) подвизался тем же подвигом
добрым, как и преп. Антоний. Естественно, что право­
славное подвижничество никогда не существовало и не
может существовать вне Церкви и ее Таинств. Иногда
спрашивают, почему все восточные отцы-аскеты много
пишут про различение помыслов, борьбу со страстями,
Боговидение, но часто почти ничего не говорят об Евха­
ристии. Неужели аскетизм отцов был оторван от церков­
ных Таинств? Безусловно, это не так.
Из свидетельств о ранних отцах-подвижниках мы зна­
ем, что Евхаристия была одним из главных центров их
аскетического опыта. Подвижники в египетской пустыне
Келлий собирались раз в неделю из своих уединенных мест
в храм, где все причащались, не говоря уже о киновийных
монастырях. Евхаристия была наиважнейшим и необходи­
мым элементом аскетизма всегда. Другое дело, что далеко
не все отцы или подвижники могли участвовать в общем
богослужении. Отшельники, живущие далеко в пустыне,
часто имели с собою запасы Святых Даров и причащались
410