Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Церковное богословие в период христологических споров

собой один из главных нервных центров догматической
борьбы1. Начиная с конца IV века, такое центральное по­
ложение христологии становится все более и более ясным
и весомым. Тенденция, ведущая к более глубинному по­
стижению церковным веросознанием великой тайны До­
мостроительства нашего спасения, вызвала и нарастающее
противление духов злобы поднебесных, действующих че­
рез людей. Поэтому Церковь вступала в один из самых
бурных и опасных периодов своей истории, который про­
должался около трех столетий.

1. Парадокс
Аполлинария Лаодикийского
Этот парадокс достаточно наглядно обозначил
А. В. Карташев: «Курьез истории, что с арианством со­
шелся в разрешении этого вопроса о двух природах во
Христе самый твердый антиарианин, блестящий богос­
лов эпохи Аполлинарий Младший (Аполлинарий Стар­
ший был его отец), епископ Лаодикии Сирской»2. Этот
Аполлинарий Младший (ок. 310-390) был личностью,
несомненно, одаренной и незаурядной3. Один из самых
1 См.: Сидоров А. И. Церковное богословие в период от Первого
до Второго Вселенского соборов (325-381) / / Сидоров А. И. Свято­
отеческое наследие и церковные древности. Т. 1. С. 35.
2 Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 188.
3 На русском языке подробная биография его приводится в кн.:
Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаоди­
кийского с кратким предварительным очерком его жизни. СПб., 2005.
С. 1-89. Из западных работ одной из главных в этом плане остается
монография: Lietzmann H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule.
Tübingen, 1904. S. 1-42; см. также: Raven Ch. E. Apollinarianism. An Es­
say on the Christology of the Early Church. Cambridge, 1923. P. 126-176.
О роли Аполлинария в догматических спорах IV в. см.: Mühlenberg Е.
Apollinarius von Laodicea. Göttingen, 1969. S. 26-63.
141