Церковное богословие в период христологических споров
собой один из главных нервных центров догматической
борьбы1. Начиная с конца IV века, такое центральное по
ложение христологии становится все более и более ясным
и весомым. Тенденция, ведущая к более глубинному по
стижению церковным веросознанием великой тайны До
мостроительства нашего спасения, вызвала и нарастающее
противление духов злобы поднебесных, действующих че
рез людей. Поэтому Церковь вступала в один из самых
бурных и опасных периодов своей истории, который про
должался около трех столетий.
1. Парадокс
Аполлинария Лаодикийского
Этот парадокс достаточно наглядно обозначил
А. В. Карташев: «Курьез истории, что с арианством со
шелся в разрешении этого вопроса о двух природах во
Христе самый твердый антиарианин, блестящий богос
лов эпохи Аполлинарий Младший (Аполлинарий Стар
ший был его отец), епископ Лаодикии Сирской»2. Этот
Аполлинарий Младший (ок. 310-390) был личностью,
несомненно, одаренной и незаурядной3. Один из самых
1 См.: Сидоров А. И. Церковное богословие в период от Первого
до Второго Вселенского соборов (325-381) / / Сидоров А. И. Свято
отеческое наследие и церковные древности. Т. 1. С. 35.
2 Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 188.
3 На русском языке подробная биография его приводится в кн.:
Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаоди
кийского с кратким предварительным очерком его жизни. СПб., 2005.
С. 1-89. Из западных работ одной из главных в этом плане остается
монография: Lietzmann H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule.
Tübingen, 1904. S. 1-42; см. также: Raven Ch. E. Apollinarianism. An Es
say on the Christology of the Early Church. Cambridge, 1923. P. 126-176.
О роли Аполлинария в догматических спорах IV в. см.: Mühlenberg Е.
Apollinarius von Laodicea. Göttingen, 1969. S. 26-63.
141