Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Церковное богословие в период от I до II Вселенского Собора

и страданием совершается всякий нравственный перелом.
Так совершился он и на Кресте, где за нас, ради нас, но
и вместе с нами, как братьями нас называющий, постра­
дал Христос»1. Поэтому без творений свт. Амфилохия
Иконийского картина богословия каппадокийских свя­
тителей предстает явно неполной. Эти творения, помимо
всего прочего, показывают, что история православного
богословия немыслима без учета проповеднической дея­
тельности святых отцов и церковных писателей. За кажу­
щейся внешней простотой и как бы незатейливостью их
формы часто скрывается мощная сила вероучительного
содержания2.

5. Прочие церковные богословы
Параллельно греческому богословию, игравшему, без­
условно, ведущую роль в IV веке, на Западе развивалось
и латинское богословие. Здесь необходимо отметить две
главные фигуры —св. Илария Пиктавийского и св. Ам­
вросия Медиоланского. Их церковная и богословская
1 Священномученик Иларион (Троицкий). Творения: В 3 т. Т. 2. М.,
2004. С. 285.
2 Для IV века, помимо св. Амфилохия, можно привести пример
св. Астерия Амасийского. «Среди страстной и шумной, порою бес­
чинной, полемики о догматах» его творения — «это очень краткое
и притом положительное, чуждое полемической горячности и полное
внутренней силы исповедание православной веры. Среди богословскофилософских трактатов диалектического ума это —простое, убедитель­
ное слово любящего сердца, среди настойчивых, порою даже дерзких
стремлений проникнуть в сокровенную жизнь Божества, слово Асте­
рия —это небесная весть, из царства милосердия идущая в мир же­
стокости, преступления, слез, евангельская проповедь грешной земле,
сострадательное проникновение в жизнь несчастного человеческого
сердца» (Архимандрит Модест. Св. Астерий Амасийский. Его жизнь
и проповедническая деятельность. М., 1911. С. 40).

119