Церковное богословие в период от I до II Вселенского Собора
и страданием совершается всякий нравственный перелом.
Так совершился он и на Кресте, где за нас, ради нас, но
и вместе с нами, как братьями нас называющий, постра
дал Христос»1. Поэтому без творений свт. Амфилохия
Иконийского картина богословия каппадокийских свя
тителей предстает явно неполной. Эти творения, помимо
всего прочего, показывают, что история православного
богословия немыслима без учета проповеднической дея
тельности святых отцов и церковных писателей. За кажу
щейся внешней простотой и как бы незатейливостью их
формы часто скрывается мощная сила вероучительного
содержания2.
5. Прочие церковные богословы
Параллельно греческому богословию, игравшему, без
условно, ведущую роль в IV веке, на Западе развивалось
и латинское богословие. Здесь необходимо отметить две
главные фигуры —св. Илария Пиктавийского и св. Ам
вросия Медиоланского. Их церковная и богословская
1 Священномученик Иларион (Троицкий). Творения: В 3 т. Т. 2. М.,
2004. С. 285.
2 Для IV века, помимо св. Амфилохия, можно привести пример
св. Астерия Амасийского. «Среди страстной и шумной, порою бес
чинной, полемики о догматах» его творения — «это очень краткое
и притом положительное, чуждое полемической горячности и полное
внутренней силы исповедание православной веры. Среди богословскофилософских трактатов диалектического ума это —простое, убедитель
ное слово любящего сердца, среди настойчивых, порою даже дерзких
стремлений проникнуть в сокровенную жизнь Божества, слово Асте
рия —это небесная весть, из царства милосердия идущая в мир же
стокости, преступления, слез, евангельская проповедь грешной земле,
сострадательное проникновение в жизнь несчастного человеческого
сердца» (Архимандрит Модест. Св. Астерий Амасийский. Его жизнь
и проповедническая деятельность. М., 1911. С. 40).
119