Творения св. Дионисия Великаго, епископа Александрийскаго, в русском переводе

Творения св. Дионисия Великаго, епископа Александрийскаго, в русском переводе. — Казань: Типо-литография Императорскаго Университета, 1900. С.190

1900

Содержание

Краткiя свѣдѣнiя о жизни и творенiяхъ св. Дiонисiя Великаго

I. Догматико-полемическiя сочиненiя св. Дiонисiя

II. Посланiя и письма св. Дионисiя

III. Екзегетическiя сочиненiя

IV. Сочиненiя, приписываемыя св. Дiонисiю

Указатель мѣстъ Священного Писанiя, встрѣчающихся въ творенiяхъ св. Дiонисiя

OCR
-
29—
3. Обличеніѳ иоправданіе къ Діонисію Римско-
му противъ Савѳллія.
(фРАГМЕНТьГ).
а) изъ Pniepdratio evangelica Евсевія1}
.
1. Не благочестивы и тѣ, которые признаісѵп» ма-
терію нерожденною (άγέννητον), хотя и іюдчшіяютъ ее
Богу въ отношеиіи благоустройства и думаютъ, что
она, страдательная и удобоподвижная сама ио себѣ,
легко подвергается богозиждителышмъ изм І.иеніямъ
(ταϊς ΰεοποιψοις άλ


οιωσεο


)· Въ самОМЪ дѢлЬ ПѴСТЪ ОІШ
объяснятъ ыамъ, откуда же тогда въ Бог Ь и матеріи
сходство и несходство. Вѣ#ь тогда необходимо при-
думать какое-либо существо высшее сравнительно съ
тѣмъ и другимъ, но этого нсльзя даже и помыслить
l) L. VII, с. 19.—У Евссвія этогь фрагменгь озаглавлива-
ется такъ: «изъ первои книгп противь Савсллія ο томь, что ма-
тсрія не ссть нерождсниос».— Так ь какъ и:ѵь Цсрковцоц исторіи
Бвсевія и изъ списка произвсденіи св. Діонисія у блажепнаго
Іеронима извѣстно только одио произведеіііс цротивъ Савеллія,
состоявшее изъ нѣсколькихъ кнпгъ,—вѣроятио то самое, которос
у Аѳанасія и Василія Великаго питустся подъ имснсмъ книгъ
«Обличенія й оправданія», то мы вслѣдъ за Гарнакомъ отнесли
фрагмснтъ, сохранившійся у Евссвія, къ книгамъ «Обличекія и
оправданія». — Въ древнихь свидѣтелъствяхъ касатсльно учснія
Савеллія нѣть прямыхъ указаній на то, что онъ раздѣлялъ учс-
ше языческихъ философовъ И гностиковъ ο вЬчности матсріи,
и іютому трудно рѣшить вопросъ, иротивь кого собствснію св.
Діонисій няправляетъ рѣчь нъ приведенномъ у Евссвія фрлгмен-
vfc, іі по каному тюводу онь опровсргаетъ ученіс ο вѣчности ма-
тсрш въ сочиненіи, направлснномъ противъ Савеллія. Галлаиди
въ цримѣчаиіяхъ на это мѣсто высклзывастъ весьма лѣроятііос
«рсдиоложсиіс, что Савелліи заимсткомллъ свос учсиіс ο матсріи
У Ісриогсна. Учсиіе Савслдія, судя ію сохранившимся свѣдѣні-
ямь ο нсмъ, имѣло болыіюе сходство съ учсніемъ гностчческихъ
систсмъ, и нѣтъ иичсго удивительнаго, еслп Савеллій заимство-
валъ у гностиковъ идсю нерожденности или в-Ьчиости матеріи.
Срвн. Simon de Magistris, ор. СІЦ ρ. 84, nota 2,