Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
XC1Y из сочинений последнего здесь присоединяются заимствования у иных
старообрядческих писателей, не только начальных, но и более поздних.
Выдержки из Аввакумовских писаний приводятся иногда в подлинном изло¬
жении, но развитие выраженной в них мысли обычно принадлежит перу
составителя «Списка». Весь «Списокъ» разделяется на 20 глав, из коих
каждая трактует по особому вопросу. Распорядок глав, особенно же
развитие мыслей здесь является в логической последовательности и раскры¬
вается каждый вопрос довольно обстоятельно. Аввакумовские выдержки
берутся преимущественно из «Книги бесѣдъ». Автор «Списка», как видно
из заключительных строк последнего, был поповец, а не беспоповец. LXXXI. Надпись в рукописи — «Книга Аввакума прото¬
попа». Сочинение содержит выдержки не из Аввакумовских писаний
только, но и из писаний других первоапостолов старообрядчества:
так, например, в самом начале писания есть выдержки из сочинения
известного инока Аврамия. И здесь часть Аввакумовских выдержек
взята из «Книги бесѣдъ». Есть выдержка и из неизвестного писания.
Трактуя по разным вопросам, отделы даннаго сочинения никакой
связи между собою не имеют. LXXXII. Надпись рукописи: «Бесѣда благочестіемъ сія то¬
ща отца протопопа Аввакума о томъ, что истинный
двуперстный крестъ Христовъ спасетъ христіанъ и
очиститъ отъ всѣхъ грѣховъ». Хотя некоторые сочинения про¬
топопа были известны автору настоящей статьи, но все особенности
речи здесь совсем не Аввакумовского склада. И что данная «Бесѣда»
есть произведение позднейшего времени, это видно из слов самого
автора ее: «посмотрите,—говорит он,—како сіи проклятіи никоновцы,
а паче попы въ семъ вѣцѣ бѣдствующе, страдаютъ отъ ли¬
шенія и нищеты, а пребывающіе въ вѣрѣ Христовой... имутъ
обладать вся сокровища для жизни... Христовъ крестъ имъ вездѣ помо¬
гаетъ сугубо: въ земледѣліи ли, въ торговлѣ ли...». Из этих слов видно,
что составитель «Бесѣдъ» имел время наблюдать те или другие про¬
явления жизни, что для Аввакума в Пустозерский период его жизни
было невозможно. Подделки первая и третья печатаются по рукописи б. Казанской
Духовной Академии № 1989 (Кза), подделка вторая—по рукописи
П. Д. Богданова О. XVII. № 48 (Бі). Варианты для первой подделки
берутся из рукописи В. Г. Дружинина Л* 237 (Дк), лл. 63 об.—106. Приложение. В качестве приложения к сочинениям Аввакума печатается
Письмо боярина Андрея. Плещеева протопопу Аввакуму,