XC1Y из сочинений последнего здесь присоединяются заимствования у иных
старообрядческих писателей, не только начальных, но и более поздних.
Выдержки из Аввакумовских писаний приводятся иногда в подлинном изло¬
жении, но развитие выраженной в них мысли обычно принадлежит перу
составителя «Списка». Весь «Списокъ» разделяется на 20 глав, из коих
каждая трактует по особому вопросу. Распорядок глав, особенно же
развитие мыслей здесь является в логической последовательности и раскры¬
вается каждый вопрос довольно обстоятельно. Аввакумовские выдержки
берутся преимущественно из «Книги бесѣдъ». Автор «Списка», как видно
из заключительных строк последнего, был поповец, а не беспоповец. LXXXI. Надпись в рукописи — «Книга Аввакума прото¬
попа». Сочинение содержит выдержки не из Аввакумовских писаний
только, но и из писаний других первоапостолов старообрядчества:
так, например, в самом начале писания есть выдержки из сочинения
известного инока Аврамия. И здесь часть Аввакумовских выдержек
взята из «Книги бесѣдъ». Есть выдержка и из неизвестного писания.
Трактуя по разным вопросам, отделы даннаго сочинения никакой
связи между собою не имеют. LXXXII. Надпись рукописи: «Бесѣда благочестіемъ сія то¬
ща отца протопопа Аввакума о томъ, что истинный
двуперстный крестъ Христовъ спасетъ христіанъ и
очиститъ отъ всѣхъ грѣховъ». Хотя некоторые сочинения про¬
топопа были известны автору настоящей статьи, но все особенности
речи здесь совсем не Аввакумовского склада. И что данная «Бесѣда»
есть произведение позднейшего времени, это видно из слов самого
автора ее: «посмотрите,—говорит он,—како сіи проклятіи никоновцы,
а паче попы въ семъ вѣцѣ бѣдствующе, страдаютъ отъ ли¬
шенія и нищеты, а пребывающіе въ вѣрѣ Христовой... имутъ
обладать вся сокровища для жизни... Христовъ крестъ имъ вездѣ помо¬
гаетъ сугубо: въ земледѣліи ли, въ торговлѣ ли...». Из этих слов видно,
что составитель «Бесѣдъ» имел время наблюдать те или другие про¬
явления жизни, что для Аввакума в Пустозерский период его жизни
было невозможно. Подделки первая и третья печатаются по рукописи б. Казанской
Духовной Академии № 1989 (Кза), подделка вторая—по рукописи
П. Д. Богданова О. XVII. № 48 (Бі). Варианты для первой подделки
берутся из рукописи В. Г. Дружинина Л* 237 (Дк), лл. 63 об.—106. Приложение. В качестве приложения к сочинениям Аввакума печатается
Письмо боярина Андрея. Плещеева протопопу Аввакуму,