Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
723 АВВАКУМЪ. 724 ІУ. Челобитныя, Посланія, Поученія и Письма. XVI. Челобитная (первая) царю Аленсѣю Михайловичу. у, 119 «О !| От Высочайшая устроенному Дес¬
ницы, благочестивому государю, царю-
свѣту Алексѣю Михайловичу, всеа Ве¬
ли кия и Малыя и Бѣлыя Росиі само¬
держцу, радоватися. Грѣшный прото¬
поп Аввакумъ Петров, припадая, гла¬
голю тебѣ-свѣту, надеже нашей. Госу¬
дарь наш свѣтъ! что ти возглаголю, яко
отъ гроба возстав отъ далняго заклю¬
чения, отъ радости великия обливался
многими слезами,—свое ли смертонос¬
ное житие возвѣщу тебѣ, свѣту, или о
церковномъ раэдорѣ реву тебѣ, свѣту? 120 !] Я чаял, живучи на Востоке в смер¬
тяхъ многих, тишину здѣсь в Москвѣ
быти; а я нынѣ увидял Церковь паче
и прежняго смущенну. Свѣтъ наш го¬
сударь, благочестивый царь! Златоустый
пишет на послание къ Еѳесѣомъ: ни-
чтоже тако раскол творитъ во Церквах,
якож во властѣх любоначалие, и ни-
чтож тако прогнѣвает Бога, явоже раз¬
доръ церковной. Воистинно, государь,
смущенна Церковь. Нынѣ лѣтомъ, в Преображениевъ
день, чюдо преславно|и ужасу достойно
в Тоболскѣ показалъ Богъ: в соборной
болшой церкви служилъ литоргию клю-
чар тоя церкви Иванъ, Михаилов.сывъ,
с протодьяконом Меѳодием, и егда воз-
гласиша: <Двѳри, двери мудростию вон-
мемъ», тогда у священника со главы
взябя воздухъ и повергло на землю; и
' егда Исповѣдание вѣры начали говорить,
и въ то время звѣзда на дискосѣ над
агнъцем на всѣ четырѣ поставления 121 преступала, и до возглагааЛ ния *По- бѣдныя пѣ(сни)»; и егда приспѣ время
протодякону к дискосу притыкати, при-
поднялася мало и стала на своемъ
мѣстѣ 'на дискосѣ просто. А служба у
нихъ в церкви по новымъ Служебни-
(камъ), по приказу архиепископлю. И
мнѣ, государь, || мнится, яко и тварь 122
рыдаетъ, своего Владыку видя безчестна,
яко неистинна глаголютъ Духа Святаго
быти и Христа, Сына Божія, на небеси
не царя быти во исповѣданиі своея
вѣры. Да не одно, государь, то, но и моро¬
вое повѣтрие не мало нам знамение
было отъ Никоновыхъ затѣекъ, и ага-
рянской меч стоитъ десять лѣтъ бе*-
престани, отнележе разодралъ онъ Цер¬
ковь. Добро было при протопопѣ Сте-
ѳанѣ, яко все быша тихо и немятежно
ради его слез, и рыдания, и негордаго
учения: понеже не губилъ Стеѳан ни¬
кого до смерти, якожѳ Никонъ, ниже
поощрялъ на убиение. Тебѣ, свѣту,
самому житие ево вѣстно. Увы, души
моей бѣдной! Лучши бы мнѣ в пустыни
Даурской, со звѣрми живучи, конецъ
прияти, нежели нынѣ слышу во цер¬
квах Христа моего глаголющи невос-
кресша. Вѣмъ, яко скорбно тебѣ, государю,
от докуки нашей. Государь-свѣтъ, пра¬
вославной царь! Не сладко и намъ,
егда ребра наша ломаютъ, и, развязавъ,
насъ кнутьемъ мучатъ и томятъ на
морозѣ гладом. А все Церкви ради
Божія стражемъ. Изводиш, государь, а
долготерпѣниемъ послушат, и я тебѣ,