Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
939 АВВАКУМ ’!>. 940 XLIII. Письмо (первое) попу Исидору. ѵні, іоо И (л. 77) Господи, Ісусе Христе,
Сыне Божій, помилуй нас. Братъ и отецъ Исидоръ! Благослови
грѣшнаго протопопа. И тебѣ отселѣ
мир и благословеніе. Исидоръ! Вѣси ли ты, почто х Корин¬
фом Апостолъ посланіе пишет? Аль не
помниш? Ино аз о Христѣ помню. Л
то такіе же суесловцы, чтб и ты,
извѣтомъ благовѣрія возбраняюще же-
нитву и брачное совокупленіе, ввима-
хуся разумы своими. Увѣдав же, Апостолъ Павелъ пи¬
шетъ к нимъ о женитвѣ, убо не рас-
пряженву быт спряженію, и на время
точію воздержатися молитвы ради, си-
рѣчь в праздники и посты. А еже кто
изволит воздержаніе, пишет о дѣвствѣ,
яко не по нужи, но по изволенію сему
быт подобает. Прочти в первом посла¬
ніи, глава 7, зач. 136: ужъ-жо тебѣ
сбромъ Апостола—тово будетъ. Богъ Павелъ, блуда ради, жену
свою велѣлъ держать, а женѣ мужа
Полно ж ковырять тово,—по содомски
101 учиш жить, или Кваковскую ересь ||
заводишь. А обвѣнчалъ, гдѣ ни буди, право¬
славно, ино и добро: коли уж нужа
стала, и изба по нужѣ церковь. Не
стѣны, но законы церковь, Златоустъ
пишетъ, нижё мѣсто, но нравъ. Н а
всяком мѣстѣ владычество
Его: благослови, душе моя,
Господа! ‘. А буде ве возможно
обрѣсти2 (л. 77 об.) церкви, а опоганено
православное священіе: ино молитву проговорил, да водою покропил, да и
ладно,—дѣйствуй! А послѣ тебя Богъ
волен н с нею. Есть то писано:
«скверное святится, а святое скверно
не бываетъ». А о Феодорѣ царѣ за что не молите
Бога? Доброй онъ человѣкъ,—спаси ено,
Господи, и помилуй, и благій родъ его. ■ іѣда-прадѣда, помяни, Господи! ' А еже вы, Григорей, споруетеся: ино
I на обѣ стороны плюнуть. А что уставъ
I отъ еретикъ--скотъ не ударяют во
I главу и рѣжут, и то мясо не подобаетъ
Іясти, понеже кроваво. Писано: да не
’снѣсте в крови душа его 3.
Понеже ко удару кровь изо всего жи¬
вота подвяжется; егда зарѣжетъ, а она
и выдетъ вся. А еретики потатарски
творятъ: блядины овѣ дѣти и со уста¬
вомъ своимъ А о крещеніи что-петь спрашива¬
ешь? Плачючи, все говори рядомъ; не
твое было то дѣло, да дьявол принудил. А кадить у меня на старонѣ < и
бабы бывали горазды: носятъ по ико¬
намъ кадилницу и по храминѣ, а сами
молитву творятъ, А ты мужикъ, да
слышь 5, не умѣешь кадить! Не ри-
: (л. 78) зы ли на себя хочешь вздѣть? Исидоръ! Не бранитесь со Стефа-
! ном и с Козною, живите совѣтно, ну
и я с вами: Христос посредѣ нас. : Козма! Дѣтей моих поминаешь ли, чтб
у II церкви твоей я погребъ? Простите ю2
и молите Бога о мнѣ,—соединитѳся ■ всѣ трое и молебенъ отпойте Спасу и
1 Богородицѣ в, и всѣмъ святым: и мой 1 Пс. СП, 22 1 Хс: отъ этого слова осталась только буква о,—остальная теть заклеена :t Ср. Бит. IX. 4 * Хе; на старинѣ & Хе: отъ amoto слова сохранилось только ьшь А Дс: н Богородяцы