Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
863 АВВАКУМЪ. 864 XXVIII. Посланіе Сибирской „братіи*. ѵін,в7 (л. 232) у Исповѣданіе вкратцѣ
о настоящемъ времени и противу
отступниковъ православія—ска¬
заніе новаго страдальца Хрис¬
това, священно протопопа Ав¬
вакума. 1. Рабъ и посланникъ Ісусъ Христовъ,
волею Божіею, и узникъ о Господѣ,
старой грѣшникъ, протопопъ Аввакумъ
Петровъ, брату имяреку, еже о Христѣ
съ братіею: радоватися вамъ, другомъ
моимъ, и здравствовати о Спасѣ, Бозѣ
и Господѣ нашемъ, Ісусѣ Христѣ. Молю вы, чада церковная, и колѣномъ
вашимъ касаюся: аще обрѣтохъ пред
вами благодать, поминайте мя в мо¬
литвахъ своихъ, до дастмися слово
(л. 232 об.) проглаголати устомъ моимъ
на сопротивныя Божія и отступники
стараго нашего православія, мнимыя
христіяне, но бѣсовѳ суть,—никоніан¬
скій родъ заблуждшій. Зѣло бо огорчиша Церковь Божію и
общую матерь нашу догматы незакон¬
ными: вся бо отъ вѣка ереси внесоша
в ню, о нихже ми не достанетъ лѣто
повѣствующу. Закаляютъ бо агнецъ не¬
праведный, еже дѣйство льсти литор-
гейное; отнюдь бо православному хри¬
стіанину ихъ служенія не подобаетъ
причащатися: (л. 233) суетно бо кадило
и мерско приношеніе, понеже бѣсомъ
жрутъ никойіяня, а не Богови. Страшно
бо нѣкое чаяніе суда, и огня ревность
поясти хощетъ сопротивныя. Писано
бо есть: отвергся кто закона 1Моѵсеева, безъ милосердія
умираетъ при двою или тріехъ
свидѣтелѣхъ: колицѣй же, es мнится, сподобитисямуцѣгор-
Цшей СынаБожія поправыйи
кровь завѣтную скверну воз-
мнѣвъ, в нейже освятися,
и духъ благодати укоривъ?
Вѣмъ бо рекшаго: мнѣ отмще¬
ніе, Азъ воэдамъ >, глаголетъ
Господь; (л. 233 об.) страшно
есть впасти въ руцѣ Бога
жива2. Заблудиша никоніяня, отъ
чрева глаголаша лжю, ярость ихъ
по подобію зміину3. Едино
смышляютъ о правоверных: како убіютъ
и погубятъ; не да спасут и в Богу
приведут; но сами в пагубу грядут и
повинующихся имъ за собою же ведутъ;
и вси в челюсти адовы стремглав по¬
ступаютъ, льстящеся и блазняще другъ
друга на горшая. Отвергли никоніяня вѣчную правду
церковную, не восхотѣли пятію пе
(л. 234) рсты, по преданію святыхъ отецъ
креститися, но нѣкако странно тремя
персты вапечатлѣшася в совровищи
всегубителя,—глаголю, печатію запеча-
тлѣшася антихристовою, в нейже тайна
тайнам бѣ: змій, звѣрь и лжепророкъ;
всякъ, тремя персты знаненаяся, не
можетъ разумѣти истинны, омрачает
бо у таковаго духъ противный умъ и
сердце его; подобаетъ бо христіянину
эѣло к сему опасну быти и о сем пе-
щися, день и нощь въ молитвах и уми¬
леніяхъ пребывающи,да не пре (л. 234 об.)
ткнет, яко о камень, ногу свою, и
нѳвѣдѣніемъ погубить единородную душу 1 Хд: воздавъ. 3 Евр. X, 28—31. 3 3 ер. Пе. L\~II, о.