Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
IV. „Книга“ обличеній или „Евангеліе- Вѣчное (л. 100) Се авъ, протопопъ грѣшный
Аввакумъ, исполнь сый невѣденія и
скудость ума имѣю многа, но разумъ
мой паритъ — какъ бы преданная отъ
Христа и святыхъ Его не уничижить. По
даннѣй мнѣ отъ Святаго Духа благо¬
дати тщуся о ,семъ: како бы въ Писа¬
ніи не погрѣшить и Христу Богу моему
не согрубить. Аще невѣжествіемъ, не-
доразумѣвъ что, говорю, у всѣхъ свя¬
тыхъ въ томъ прощеніе прошу, понеже писано есть: да не похвалится
всяка плоть предъ Богомъ С
Бѣмъ о себѣ, яко невѣжа словомъ, но
не разумомъ; земля есмь и пепелъ,
земныхъ и прилежу. Не имамъ бо не-
бесе восхода и ума начатка, но суть
содержимъ. Но аще тѣло мое суетится,
но далъ есмь ударити душу свою Духу
■Святому, и, якоже хощетъ истин¬
ный Утѣшитель Богъ мой, тако мя и
строитъ. І. Полемика по вопросу о Св. Троицѣ противъ діакона Ѳеодора Иванова
и старца Ефрема Потемкина и по нѣкоторымъ другимъ вопросамъ. Да слышитъ глаголы сынъ мой ду¬
ховный—Ѳетка отщепенецъ, отъ нико¬
ніанъ рукоположѳнецъ, зря на живо¬
творящій крестъ Господень; да буди
Распятый на крестѣ семъ Судія между
мною и тобою, днесь и въ день (л. 100
об.) вѣка. Живешь развращенно и не¬
лѣпо мудрствуешь о образѣ Святыя
Троицы. Рекохъ ти и паки реку: вѣруй
я исповѣждь по Писанію, якоже святыя
книги научаютъ, а не по своему оболь¬
щенному смыслу. Ей, Бога тебѣ сви¬
дѣтеля поставляю и святый крестъ
Господень! Блудишь, сице пиша и глаголя о
Святѣй Троицѣ: понеже-де божествен¬
ное несозданное существо Святыя Тро¬
ицы несѣкомо есть и не разстоящо, лицемъ же до другъ друга и отнюдь не
раздѣлно. Азъ ти глаголю: возбѣсился
еси, человѣче, Святая сливаешь, раз-
дѣлную лицы глаголеши нераздѣлну.
Впалъ еси въ брегѣ стремнины; украдше
свои очи, помрачилъ свою душу; ис¬
тинны въ Писаніи не разумѣвше, гла¬
голешь образъ единъ Святыя Троицы
сличенъ; и исповѣдуешь, пиша въ сво¬
ихъ подметныхъ тетраткахъ, съ кля¬
твою и ротою глаголя, яко Сынъ во
Отцѣ, тако же и Духъ Святый внутрь
Отца,—имутъ единъ образъ, неравдѣл-
ными лицы. И приводишь въ приводѣ
душу человѣчю, толкуя суматоху, гла¬
голя (л. 101): якожъ-де душа трисо-
ставна-умъ, слово, духъ—имать единъ
образъ, такожъ-де и Богъ: Сынъ и Духъ i 1 Кор. 1, ■><>. 19