Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
757 ЧЕЛОБИТНЫЯ, ПОСЛАНІЯ, ^ПОУЧЕНІЯ И ПИСЬМА. 758 XX. Челобитная (пятая) царю Алексѣю Михайловичу. 45 II Царь государь и великій князь яко-жъ блядословятъ о насъ никоніяны, Алексѣй Михайловичъ, мнагажды писа-; нарицаютъ раскольниками и еретиками
хо[мъ] 1 тебѣ прежде и молихомъ 2 j в лукавомъ и богомерскомъ Жезлѣ, а
тя, да нримиришися Богу и умилишися ■ инъдѣ и предотечами антихристовыми,
в раздѣленіи твоемъ 3 от церковнаго! Не иостави имъ Господь грѣха 10 сего,
4в тѣла. II И нынѣ послѣднее тебѣ плачев-! не вѣдятъ бо, бѣдніи, что творятъ. Ты,
ное моленіе приношу,—ис темницы, яко! самодержче, судъ подымеши о сихъ
из гроба, тебѣ глаголю: помилуй едино-1 всѣхъ, иже таково имъ дерзновеніе
родную душу свою и вяиди паки в j подавый на ны. Не вѣмы в себѣ ни слѣду ересей коихъ—пощади насъ Сынъ
Божій от такова нечестія и впредь—
нижъ раскольства: Богъ свѣдѣтель и
пречистая Богородица и вси святіиГ
(Аще мы раскольники, и еретики, то и
вси святіи отцы наши и прежній цари
благочестнвіи и святѣйшія патріархи
такови суть ДО, небо и земле, слыши
глаголы сія потопныя и языки велѣ-
рѣчивыя! Воистинну, царь государь,
глаголемъ ти: смѣло дерзаете, но не на
пользу себѣ. Кто бы смѣлъ рещи тако¬
выя хульныя глаголы на святыхъ, аще
бы не твоя держава попустила тому первое свое благочестіе, в немъ же ты
порожденъ еси с преже бывшими тебе
благочестивыми цари, родители твоими
и прародители; и с нами, богомольцы
своими, во единой святой купѣли ты
освященъ еси; единыя же Сіонскія
Церкви святыхъ сосецъ ея нелестнымъ
млекомъ воспитѣнъ еси с нами, сирѣчь
единой православной вѣре * * и 5 здра¬
вымъ догматомъ с нами от юности на¬
ученъ еси. Почто по духу братію'свою тако
оскорблявши? / Единаго, бо мы себѣ
Отца имамы вси, иже 8 есть на не.бе- сѣхъ, по святому Христову Евангелію, бытн? Вонми, государь, с коею прав- И не покручинься, царю, что тако
глаголю ти: ей, дстинна тако. ^Госпо-
динъ убо есть надъ всѣми царь, рабъ
же со всѣми есть Божій. Тогда-жъ
наипаче наречется господинъ, егда самъ
себѣ владѣетъ и безмѣстнымъ страстенъ
не работаетъ, но споборника имѣя
благочестива помысла, непобѣдимаго
самодержца безсловесныхъ страстей,
иже всѣхъ матеря 7 похоти всеору¬
жіемъ 8 цѣломудрія низлагаетъ. Честь
царева судъ любитъ.9, по про.-
року. Что есть ересь наша или кій(
расколъ внесохомъ мы во Церковь, дою хощеши стать на Страшномъ судѣ
Христовѣ пред т[ьм]ы анъгельскими и .
пред всѣми племены языкъ вѣр¬
ныхъ и зло вѣрныхъ, f Аще во (Ьраво-
славіи нашемъ) отеческихъ святыхъ
книгахъ и в 11 догматѣхъ ихъ, хотя
едина У ересь и хула на Христа 47
Бога и Церковь Его обрящется, ей,
ради ны за нихъ прощаться пред всѣми
православными,^ паче же за то, аще
мы что от себя внесохомъ, соблазны
или расколъ, во Церковь. Но нѣсть,
цѣвтьі Вся церковная права суть разу-
мѣвающимъ истинну и здрава обрѣта- 1—2 Бд: лисахъ... моихъ вм.—писахомъ... мошхоиъ 3 Хг: своемъ 4 Ха: вѣры 5 Бд: и— нѣтъ • Бд: яжѳ вм. иже 7 Ха: матера Хг: матерен 8 Хг: сіе оружіемъ вм.—всеоружіемъ • Паи. XCYIII, 4 Бд: в грѣхъ 11 Бд: в—нлтг