Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
I. Ж И ТIЕ. А V, 1 (л. 188 об.) Аввакумъ протопопъ по- нуженъ бысть житіе свое написати ино¬
комъ Епифаніемъ,—понежъ отецъ ему
духовной инокъ,—да не забвенію пре¬
дано будетъ дѣло Божіе; и сего ради
понуженъ бысть отцомъ духовнымъ на
славу Христу Богу нашему. Аминь1. (л. 189) Всесвятая Троице, Боже и
Содѣтелю всего міра! поспеши и на-
прави сердце мое начата с разумомъ и
кончати дѣлы благими, яже нынѣ хощу
глаголати азъ недостойный; разумѣя
же свое невѣжество, припадая, молю
Ти ся и еже от Тебя помощи прося:
управи умъ мой и утверди сердце мое
приготовитися на твореніе добрыхъ
дѣлъ, да, добрыми дѣлы просвѣщенъ,
на судиіце десныя Ти страны причаст¬
никъ буду со всѣми избранными Тво-
2 ими. И нынѣ, у Владыко, благослови,
да, воздохнувъ от сердца, и языкомъ
возглаголю Діонисія Ареопагита о Бо¬
жественныхъ (л. 189 об.) именехъ, что
есть Богу присносущные имена истин¬
ные, еже есть близостные, и что винов¬
ные, сирѣчь похвалные. Сія суть сущіе:
Сый, Свѣтъ, Истинна, Животъ; только
четыре свойственныхъ, а виновныхъ
много; сія суть: Господь, Вседержи¬
тель, Непостижимъ, Неприступенъ, Три- сіяненъ, Тріипостасенъ, Царь славы,
Непостояненъ, Огнь, Духъ, Боіъ, и
прочая потому разумѣвай. Того-жъ Діонисія о нстиннѣ: себе
бо отверженіе истинны испаденіе есть,
истинна бо сущее есть; аще бо истин¬
на сущее есть, истинны испаденіе су¬
щаго отверженіе есть; (л. 190) от су¬
щаго же Богъ испасти не можетъ, и
еже не быта нѣсть. Мы же речемъ: потеряли новолюбцы
существо Божіе испаденіемъ от истин¬
наго Господа, Святаго и животворя¬
щаго Духа. По Діонисію: коли ужъ
истины испали, тутъ и сущаго отверг-
лися. Богъ же от существа Своего
испасти не можетъ, и еже не быта,
нѣсть того в Немъ: присносущенъ
истинный Богъ нашъ. Лучше бы имъ
в Символѣ вѣры не глаголати Гос¬
пода, виновнаго имени, а нежели
истиннаго отсѣкати, в немъ же
существо Божіе содержится. Мы же,
правовѣрнін, обоя имена исповѣдаемъ:
и в Духа Святаго, Господа,
истиннаго и животворящаго,
свѣ(л. 190 об.)та нашего, вѣруемъ, со
Отцемъ и Сыномъ поклоняе||маго, за з
Него же стражемъ и умираемъ, помо¬
щію Его Владычнею. Тѣшитъ насъ
Діонисій Ареопагитъ, въ книгѣ ево 1 Въ автографѣ эти строки: аввакумъ... аминь, написаны и заключены вг кругъ
рукой Епифанія; въ спискахъ—киноварью, безъ круга 1