Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
хеш руководиться его учопикам-старообрядцам. главнейшие основания и пра¬
вила жизни новых старообрядческих общин были прописаны именно
в «Книгѣ бесѣдъ». Поэтому она и могла служить названным материалом.
Но объем «Книги» был довольно значителен, да и не каждая ее стра¬
ница была одинаково нужна, нс каждый случай был пригоден для лю¬
бого читателя. Потребовалось бы слишком много времени и много
рабочих рук, чтобы изготовлять «Книгу» полностью для каждого про¬
сящего. Повидимому, отсюда и явилась попытка удовлетворять запросы
путем рассылки переложений и извлечений из названной «Книги»,
подобныя той, к какой, как указано выше, прибег протопоп, заготовляя
безъимянные письма на случай разных потребностей. Впрочем, как бы ни были составляемы данные Извлечения, они,
бесспорно, имеют свое значение: во первых, они указывают состав
«Книги», подтверждая то, что было сказано о нем выше; указывают и
распорядок бесед в ней, так как есть извлечения с частями почти каж¬
дой из бесед и следуют эти части в принятом выше порядке; следова¬
тельно, можно думать, что у составителя этих Извлечений был пред
глазами именно такой оригинал, какой дан в настоящем издании; кроме
того, есть Извлечения, в которых весь текст разделяется на 10 частей—
«Посланій»: это как бы в соответствии 10 беседам полной «Книги»; во
вторых, при посредстве Извлечений подтверждается и то, что было
сказано о приложениях к «Книгѣ»: при двух Извлечениях находим те
самые памятники, которые выше указаны в качестве именно приложе¬
ний к «Книгѣ»; кроме того, в одном Извлечении имеется еще памят¬
ник, выше признанный также приложением, который, как оказывается
из положения его в Извлечении, можно мыслить не иначе как в связи
с «Книгою бесѣдъ»; в третьих, во всяком случае, чрев Извлечения де¬
лается очевидным: какое громадное значение для старообрядчества
имела Аввакумовская «Книга бесѣдъ», ведь чем ниб'удь вызывалась
потребность в Переложениях и Извлечениях из ,нее; о таком же зна¬
чении этой «Книги», говорят и подделки сочинений протопопа, как
увидим сейчас ниже. Подделки. Сочинения, приписываемые протопопу Аввакуму, но ему не при¬
надлежащие, по особенностям их содержания и надписям, можно
разделить на три вида: LXXX. Надпись в рукописи:» Списокъ съ писёмъ стра¬
дальческихъ священнопрото попа Аввакума о исповѣ¬
даніи православной вѣры вкратцѣ». Таким образом все это
писание приписывается перу Аввакума, тогда как на деле к выдержкам