хеш руководиться его учопикам-старообрядцам. главнейшие основания и пра¬
вила жизни новых старообрядческих общин были прописаны именно
в «Книгѣ бесѣдъ». Поэтому она и могла служить названным материалом.
Но объем «Книги» был довольно значителен, да и не каждая ее стра¬
ница была одинаково нужна, нс каждый случай был пригоден для лю¬
бого читателя. Потребовалось бы слишком много времени и много
рабочих рук, чтобы изготовлять «Книгу» полностью для каждого про¬
сящего. Повидимому, отсюда и явилась попытка удовлетворять запросы
путем рассылки переложений и извлечений из названной «Книги»,
подобныя той, к какой, как указано выше, прибег протопоп, заготовляя
безъимянные письма на случай разных потребностей. Впрочем, как бы ни были составляемы данные Извлечения, они,
бесспорно, имеют свое значение: во первых, они указывают состав
«Книги», подтверждая то, что было сказано о нем выше; указывают и
распорядок бесед в ней, так как есть извлечения с частями почти каж¬
дой из бесед и следуют эти части в принятом выше порядке; следова¬
тельно, можно думать, что у составителя этих Извлечений был пред
глазами именно такой оригинал, какой дан в настоящем издании; кроме
того, есть Извлечения, в которых весь текст разделяется на 10 частей—
«Посланій»: это как бы в соответствии 10 беседам полной «Книги»; во
вторых, при посредстве Извлечений подтверждается и то, что было
сказано о приложениях к «Книгѣ»: при двух Извлечениях находим те
самые памятники, которые выше указаны в качестве именно приложе¬
ний к «Книгѣ»; кроме того, в одном Извлечении имеется еще памят¬
ник, выше признанный также приложением, который, как оказывается
из положения его в Извлечении, можно мыслить не иначе как в связи
с «Книгою бесѣдъ»; в третьих, во всяком случае, чрев Извлечения де¬
лается очевидным: какое громадное значение для старообрядчества
имела Аввакумовская «Книга бесѣдъ», ведь чем ниб'удь вызывалась
потребность в Переложениях и Извлечениях из ,нее; о таком же зна¬
чении этой «Книги», говорят и подделки сочинений протопопа, как
увидим сейчас ниже. Подделки. Сочинения, приписываемые протопопу Аввакуму, но ему не при¬
надлежащие, по особенностям их содержания и надписям, можно
разделить на три вида: LXXX. Надпись в рукописи:» Списокъ съ писёмъ стра¬
дальческихъ священнопрото попа Аввакума о исповѣ¬
даніи православной вѣры вкратцѣ». Таким образом все это
писание приписывается перу Аввакума, тогда как на деле к выдержкам