Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
95л ABRA К У М 'I. УГіО L. Письмо „возлюбленной о Христѣ1* (первое). (л. 30) Возлюбленной моей о Хри¬
стѣ, имя-ж твое Богу всѣхъ вѣдомо,
радоватися в вѣрѣ Христа Спасителя
нашего! Свѣтъ моя, еще ли ты жива, го¬
лубка? Яко голубица по средѣ крагуевъ
ныряешь, и такъ и сякъ, изрядное и
избранное дитятко церковное и мое
грѣшнаго! Ну, свѣт, Богъ тебя благо¬
словитъ! Перебивайся и такъ и сякъ,
аще Господь и отрядит нам грѣшным.
Спаси Богъ, что не забываешь бѣд¬
ные жены моей и з дѣтми. Посажена,
горюша, так же в землю, что и мы.
А прочій горе мычут. Да пускай их
терпят! Как тамъ братія наша? Еще ли
живы, али всѣ сожжены? Богъ их,
свѣтовъ моих, благословит и живых и
мертвых, вси бо живи Христу, хотя и
сожжены и повѣшены. Тѣ лучшая прі¬
обрѣли. Пе остави и насъ, Бладыко, и не
отлучи отъ дружины нашея, собери
нас под крыло свое во едино, всѣх
наших. Удержи діавола, да не поглотит
наших никогож. Ты бо си Богъ нашъ,
Судія живымъ (л. 30 об.) и мертвымъ.
Ну, голубка, скажи всѣмъ благослове¬
ніе отъ меня, грѣшнаго старца. Да
молятся о мнѣ отцы и братія. Всѣмъ
равно благословеніе страждущим Хри¬
ста ради. Еще ж, ихъ же знаю и не
знаю, их же вѣм и не вѣмъ, стоящих
право душами своими в вѣрѣ Христо¬
вѣ—всѣх их Богъ благословит, и жены
ихъ, и дѣтки, и вся сродники, отцы
их, и братію, и сестръ, всякаго чина: в православіи пребывающих, за него
ж страждем и умираемъ. Потерпите, свѣты мои, Господа ради,
потерпите и не унывайте душами сво-
! ими, но уповающе на Бога и Пречн-
; стую его Богоматерь, в молитвах и
моленіях да пребудем! Время житія
, сего суетнаго сокращенно: яко дым
; исчезает, тако вся сія минует; добро¬
родіе, и слава вѣка сего, и богать-
ства,—все ничто». Едино, спасеніе
души—се всего нужнѣе. Без вѣры
намъ не возможно угодить
Богу. Вѣровати ж подобает
право ', како отъ отецъ пріяхомъ. ; Не учить вас о томъ стало,—вѣдаете
! путь Господень, его ж ради стра-
1 ждете. j А аще кого шибѳт діявол с ног г, I православія (л. 31) муками и томле¬
ніемъ отречется, и он бы не лежал
отчаяніемъ, но паки б к первому пра¬
вославію с покаяніемъ прицѣпился.
Милостивъ Господь и праведенъ, вѣ-
даѳт немощь естества нашего человѣ¬
ческаго, простит и помилует кающа¬
гося. Горе же тому будет, иж, отчаяв-
ше, упадше и возненавидит перваго
свѣта и ко тмѣ прилѣпится. Лучше
бы не родился человѣкъ той3,
яко-Іюда, по Писанію. Зѣло Богу гнусно нынѣшнее пѣніе.
Грѣшному мнѣ человѣкъ доброй нс
церкви принес просвиру, и со крестом
Христовымъ. А поп—отъ 4, является,
по старому поетъ, до тово пѣлъ по
новому. Я чаял, покаялся и перестал.
Ано внутрь ево поганъ. Взялъ про- Евр. XI, в * Би: сномъ 1 ер. Мв. ХХТІ. 24 * Ви: а потомъ