Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
ХІЛІ 2. Сочинения богословские. V. Прежде других здесь можно отметить писание с заглавием—
О сотворении мира, грехопадении первого человека и
о потопе (ст. 651—684) или, по рукописному надписанию,—Спи¬
сание и собрание о божестве и твари и како созда Богъ
человека (ст. 651—2, прим. 1). Начинается оно замечаниями о лжи¬
вости произведения «Бесѣды трехъ святителей». Проф. Н. И. Субботин, печатая данное сочинение по рукописи
Хлудовской библиотеки № 257, относил его «къ самымъ раннимъ сочи¬
неніямъ Аввакума», предполагая, что оно составлено «ранѣе даже
1653 года», так как в нем-де «не встрѣчается никакихъ нападеній
на Церковь», и что вообще-де оно «не имѣетъ того раскольническаго
характера, какимъ отличаются всѣ другія сочиненія Аввакума» >). Однако
по поводу данных утверждений профессора можно сказать, что, во-пер¬
вых, хотя прямых и открытых нападений на церковь в этом сочинении,
действительно, нет, но тенденция охранителя «старыхъ» порядков жизни
церковной сказалась ясно, и что, во-вторых, писано сочинение или
по крайней мере, закончено гораздо позднее 1653 года. Именно, под конец, своего писания Аввакум упоминает, между
прочим, о так называемых «алманашниках», о которых более по¬
дробная речь ведется им в пятой беседе «Книги бесѣдъ». И ока¬
зывается, что эти алманашники, как там, так и в данном сочи¬
нении, характеризуются Аввакумом не противоречиво. И прежде всего,
этим именем в обоих случаях называются книжники особой кате¬
гории, — из числа последователей п. Никона, — книжники, занятия
которых состояли в изучении, по словам Аввакума, одной лишь
«внѣшней мудрости», да в заботах о своей телесной тучности. «Алма¬
нашники, и звѣздочетцы и вси зодѣйшики, — читаем в «Книгѣ
беседъ», — познали Бога внѣшнею хитростію... якоже первый бля-
дивый Н ев родъ... Токмо насыщатися, и упиватися, и бабъ
блудить, ваше дѣло... Плакати о васъ подобаетъ... Како о васъ не пла¬
кать. Посмотри-тко на рожу-то, на брюхо-то. никоніянъ окаян¬
ный,— толстъ вѣдь ты» (ст. 288—291). Подобным же образом гово¬
рится об алманашниках и в сочинении — «О сотвореніи мира»: нынѣш¬
ніе алманашники, — читаем здесь, — о ставя Промыслъ Творца
своего, да діаволу работают, невродяне, безчинники... Вы, разум¬
ныя свиньи, лице небу и земли измѣряете, а времени своего не
искушаете, како умереть. Горе да только съ вами съ толстыми бы- ) Мат. для ист. раск. т. V, стр. XXXI.