ХІЛІ 2. Сочинения богословские. V. Прежде других здесь можно отметить писание с заглавием—
О сотворении мира, грехопадении первого человека и
о потопе (ст. 651—684) или, по рукописному надписанию,—Спи¬
сание и собрание о божестве и твари и како созда Богъ
человека (ст. 651—2, прим. 1). Начинается оно замечаниями о лжи¬
вости произведения «Бесѣды трехъ святителей». Проф. Н. И. Субботин, печатая данное сочинение по рукописи
Хлудовской библиотеки № 257, относил его «къ самымъ раннимъ сочи¬
неніямъ Аввакума», предполагая, что оно составлено «ранѣе даже
1653 года», так как в нем-де «не встрѣчается никакихъ нападеній
на Церковь», и что вообще-де оно «не имѣетъ того раскольническаго
характера, какимъ отличаются всѣ другія сочиненія Аввакума» >). Однако
по поводу данных утверждений профессора можно сказать, что, во-пер¬
вых, хотя прямых и открытых нападений на церковь в этом сочинении,
действительно, нет, но тенденция охранителя «старыхъ» порядков жизни
церковной сказалась ясно, и что, во-вторых, писано сочинение или
по крайней мере, закончено гораздо позднее 1653 года. Именно, под конец, своего писания Аввакум упоминает, между
прочим, о так называемых «алманашниках», о которых более по¬
дробная речь ведется им в пятой беседе «Книги бесѣдъ». И ока¬
зывается, что эти алманашники, как там, так и в данном сочи¬
нении, характеризуются Аввакумом не противоречиво. И прежде всего,
этим именем в обоих случаях называются книжники особой кате¬
гории, — из числа последователей п. Никона, — книжники, занятия
которых состояли в изучении, по словам Аввакума, одной лишь
«внѣшней мудрости», да в заботах о своей телесной тучности. «Алма¬
нашники, и звѣздочетцы и вси зодѣйшики, — читаем в «Книгѣ
беседъ», — познали Бога внѣшнею хитростію... якоже первый бля-
дивый Н ев родъ... Токмо насыщатися, и упиватися, и бабъ
блудить, ваше дѣло... Плакати о васъ подобаетъ... Како о васъ не пла¬
кать. Посмотри-тко на рожу-то, на брюхо-то. никоніянъ окаян¬
ный,— толстъ вѣдь ты» (ст. 288—291). Подобным же образом гово¬
рится об алманашниках и в сочинении — «О сотвореніи мира»: нынѣш¬
ніе алманашники, — читаем здесь, — о ставя Промыслъ Творца
своего, да діаволу работают, невродяне, безчинники... Вы, разум¬
ныя свиньи, лице небу и земли измѣряете, а времени своего не
искушаете, како умереть. Горе да только съ вами съ толстыми бы- ) Мат. для ист. раск. т. V, стр. XXXI.