Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
853 ЧЕЛОБИТНЫЯ, ПОСЛАНІЯ, ПОУЧЕНІЯ И ПИСЬМА. 85* XXVII. Посланіе Борису и „прочимъ рабамъ Бога Вышняго". ѵш,89 И (л. 69) Древо жизни и безсмер¬
тія, древо разума, древо три¬
любезно, нетлѣнно 1 н не изну¬
ряемо,2 крестъ трисоставный,
честное древо: Троицы бо но¬
ситъ трисоставныя образъ3. За молитвъ святыхъ отецъ наших
Господи, Ісусе Христе, Сыне Божій, по¬
милуй нас. Чадо Борисе, * Богъ проститъ тя в сій
вѣкъ и в будущій, н да неосужденна
тя предстати сподобит на Страшнѣй
Судѣ Хриотосъ Богъ наш, сый благо¬
словенъ во вѣки, амин. Вопросил мя еси о пѣніи церковном
и о келейном правилѣ. Да вѣси, брате, устав во церкви отъ
90 святых отецъ со Святымъ Духомъ у стро ||
ей. Кто мы? хощемъ быть разумнѣе
Параклита! прелагаемъ по своему чину!
Какъ напечатано, такъ и творит подо¬
бает. Не прелагаем предѣлы, иже отцы
положиша. А ты мнѣ возвѣстилъ еси
странно: среди заутрени у васъ бываетъ
самочиніе, а не по преданію бывают
поклоны. Правду тѣ глаголют, которые
поют рядомъ (л. 69 об.) заутреню и до
отпуску не разсѣкая, или церковным
чином или вѣрвицы молитвами испол¬
няя. А поклоны между вечерни и за¬
утрени. Нощію правило келейное отцы уза-
коноположиша кто сколко можетъ,—
или поклонов ЗОО, или 600, илв 1000, с ними же Ісусовы молитвы или 600 и
седмое Богородицѣ, или вдвое, или втрое,
какъ кто хощѳтъ и можетъ. А церковнаго правила пѣнія отнюдь
не поколебати. Хощеши ли слушати, как у меня
бывало? Внимай-жо,—я тебѣ стану вя-
кат. Да не самъ собою изволилъ, но
отъ отецъ искусныхъ навыче. Егда вечерню с павѳчѳрнею отпою,
послѣ ужины правило начну: павѳчер-
ницу, и 4 канон Ісусу 5 и акаѳист с
кондаки и икосы: «Воду прошедъ», и
Ангелу, и тропари'каноновъ, и молит¬
вы; таже «Достойно», Трисвятое и
«Несквернуюв», и еще Трисвятое, и
сДаждь намъ» 7, я рядомъ «Боже
вѣчный», и всѣ молитвы спалныя, и
отпустъ, и «Ослаби, остави» вмѣсто
прощенія, и «Ненавидящихъ;» таже 50
поклон га живыя и за мертвыя. Благо¬
словлю, да и распущу черемошъ. Паки
начинаю начало правилу поклонному:
«Боже очисти мя» и молитвы; и прого¬
воря «Вѣрую», и огонь погасимъ, да и
я, я жена, и иные (л. 70) охотники ну-
жѳ предХристом кланятца в потем || ках- 91
тѣх: я ЗОО поклон, 600 молитв Ісусо-
вых, да сто Богородицѣ, а жена 200
поклон, да 400 молитвъ, понеже 8 ро-
бятка у нее пищат... Довершимъ правило, прощеніе про¬
говоря, да и спать взвалюсь,—один я
спалъ 9. Когда обѣдню пою, тогда 1 Хе: нетлѣнно—на полѣ 1 Дс: и неискуряемо 3 Бн: древо жизни.- трисост&вныя
образъ—нѣтъ 4 Бн: слово Борисе обозначено буквою Б в круговидной линіи. 3 Бн Дс: павечерннцу н 4 канона Ісусу 3 Дс: и «Нескверная» 1 Дс: н «Даждь нанъ на сонъ» 3 Дс:
да 400 молитвъ Ісусу, понеже 9 Хе: послѣ слова пищатъ 6*/« строкъ зачеркнуто Дс: зачерк¬
нутаго нѣмъ и читается такъ: пищатъ довершимъ правило Бн: зачеркнутаго нѣтъ м
читается такъ: пищатъ одинъ а спалъ