Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
685 СОЧИНЕНІЯ БОГОСЛОВСКІЯ. 686 VI. О Пресвятой Богородицѣ. (л. 97 об.) О II р е с в я т ѣ й П р е ч и-
стѣй и II реблагословеннѣй
Славнѣй Владычицѣ нашей
Богородицѣ и Приснодѣвѣ Ма¬
ріи есть пѣснь духовная. Во время-царя Феодосія юнаго бысть
патріархъ во Цареградѣ, врагъ Святыя
Троицы и навѣтникъ Пресвятѣй Гос¬
пожѣ Богородицѣ, именемъ Несторій.
Хуляіце треокаянный Господа нашего
Ісуса Христа, Сына Божія, глагола
проста человѣка отъ Дѣвы рожденна,
и по крещеніи на Іорданѣ съ небес¬
нымъ Сыномъ соедипишася, и оттолѣ-де
именовася Сынъ Божій (л. 98). И на-
рече Дѣву Христородицу быти, а не
Богородицу, понеже просто человѣки
родила, а не Бога, — не подобаетъ ю
нарицати Богородицу. Царь же Фео¬
досій собра соборъ святыхъ отецъ во
Ефѳсѣ, иже 3 вселенскій именовася. И бысть въ соборѣ-томъ первый и
яснѣйшій поборникъ Кириллъ, патріархъ
Александрійскій, изложиша правила на
врага Божія Несторія, и проклята его,
и вѣчному огню предаша его. Святѣй
же Богородицѣ воспѣта пѣснь духов¬
ную сице: «Достойно есть яко воистинну бла-
житп Тя, Богородице, присноблаженную
п пренепорочную (л. 98 об.), и Матерь
Бога нашего, честнѣйшую херувимъ и
славнѣйшую воистинну серафимъ, безъ
нетлѣнія Бога Слова рождшую, сущую
Богородицу Тя величаемъ». И воспѣвша святіи отцы, поклони-
шася Богоматери въ землю. И оттолѣ
и доднесь Церковь Божія держитъ не¬
премѣнно и славитъ честнѣйшую херу¬
вимъ и славнѣйшую воистинну 1 се¬ рафимъ. А никоніане, не вѣмъ коимъ
духомъ, ноютъ «честнѣйшую херувимъ
и славнѣйшую безъ сравненія сера¬
фимъ»: менше-де серафимовъ. Знать по
всему, яко Несторіевы блядословятъ,
хулятъ (л. 99) такоже Пресвятую Бо¬
городицу, глаголютъ ея менше серафи¬
мовъ. Но, сопротивниче, поговоримъ
разсудомъ. Тамъ, на высотѣ, на серафимѣхъ
престолъ, и на престолѣ Богъ живый,
сѣдящъ, воспѣваемъ отъ херувимъ. А
здѣ Дѣвая, престолъ во утробѣ ея, де-
вятомѣсячно возлежа, яко на престолѣ.
Тамо серафимъ не нагое Божество но¬
сятъ на престолъ Господень. А здѣ
Сынъ, Слово Божіе, нагъ во входѣ, въ
утробу Дѣвичю, и плотоносецъ во исходѣ.
Смотри разнствія: заимствовалъ отъ
пречистыхъ кровей ея, еже есть пре¬
святую плоть, воспріимъ отъ земнаго
(л. 99 об.), еже есть Богородицы, и
вознесе на небо, и посадилъ одесную
Отца на престолѣ славы, Егоже но¬
сятъ серафимы 30. Таможъ близъ его другій престолъ,
еже есть Богородица. Оба престола
при Немъ, небесной и земной, еже
есть Богородица. Посрамися, сопротивниче, припади
къ Богородицѣ—свѣту, и исповѣждь ю
славнѣйшую воистину серафимъ, пре-
стани блядословить, согласися со все¬
ленскимъ соборомъ, съ Кириломъ и. съ
прочими святыми. Воспой Пречистую
воистинну славнѣе, и преславнѣе сера¬
фимъ и всѣхъ (л. 100) тварей чест¬
нѣйшую. И рекше: «сущую Богородицу
Тя величаемъ», пади предъ нею весь
на землю, предъ Пречистую. И на са- 1 Ра: воистннную