XI Аввакума автограф Епифания—первая часть его Жития; затем идут
автографы Аввакума: 1) «О Божествѣ и о твари», 2) «О сложении
перстъ», 3) «О жертвѣ никоніанской»; судя но таким признакам, как
бумага, чернила, и вообще по внешнему виду статей, их отделяют от
Жития очень небольшой срок; и Епифаниб стал писать свое житие
тут же, беэ перерыва, как только Аввакум закончил первую редакцию
своего. Вероятно, не какой либо позднейший переписчик, а сам прото¬
поп ввел в 3-ю редакцию статьи «О жертвѣ» и «О перстосложеніи».
Статья «О причастіи» (ст. 229—232) в несколько иной форме была и
в 1-й редакции (ст. 29—31); в 3-й она примыкает к статье «О жертвѣ»;
причем эту последнюю автор отделил от статьи «О перстосложеніи»
в поместил выше. Посылая в 1669 году из Пустозерска на Мезень книгу «Отвѣтъ
православныхъ», челобитную протопопа к царю Алексею Михайловичу
и «сказки» попа Лазаря царю и патриарху, дьякон Федор писал стар¬
шему из сыновей Аввакума: «И ты, братецъ Иванъ, порадѣй о пользѣ
церкви Христовы опасно и сотвори такъ, какъ отецъ приказалъ вамъ—
в Соловки пошли и к Москвѣ вѣрнымъ; и тутъ давай списывать вѣр¬
нымъ человѣкомъ, иже довольны будутъ и иныхъ научити, а списовали
бы добрымъ письмомъ» ')• Сличение позднейших списков первой ре¬
дакции Жития с автографом Аввакума показывает, что «вѣрные», дей¬
ствительно, списывали сочинения своих духовных вождей письмом
«добрымъ». УКАЗАТЕЛЬ РАЗНОЧТЕНИИ. Цифра в столбце до запятой обозначает страницу, после запятой строку. А. Б. В. А. Б. В. 1, 1 83, 1 152, 4 9,31 91, 9 162,44 1, 8 83,10 155,10 11,10 92,32 164,19 1,16 — 155,18 11,14 •92,40 164,24 1,18 — 155,20 11,16 92,42 164,27 1,31 84,16 156,21 11,41 93,24 165,26 4,39 86,22 158,15 I 12, 3 93,27 165,28 5, 9 86,36 158,31 13, 9 94,43 166,34 5,12 86,39 158,34 ! 14,19 95,44 167,32 6, 1 37,28 159,21 14,41 96,22 168, 9 8,44 90,22 162,12 1 15, 5 96,30 168,25 *) Я. Л. В арс ко въ, Памятники первыхъ лѣтъ русскаго старообрядчества.
Спб. 1Я12, стр. 68—69.