Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
917 человитныя, посланія, поученія и Письма. 918 XXXVII. Письмо боярынѣ Ѳ. П. Морозовой. 171. II (л. 67 об.) Господь грядетъ грѣш¬
ники мучити, праведники же спасти.
Плачемся и воздыхаемъ, и пріимемъ
чювство онаго дне, въ оньже безвѣстная
и тайная открывый человѣкомъ (л. 68)
отдастъ по достоянію. Страшенъ Судія
пріидетъ: и кто противъ станетъ Его?
Не обленимся потрудитися въ нынѣш¬
немъ вѣцѣ, предваримъ п восплачемся
прежде суда онаго, егда небеса погиб¬
нутъ, и звѣзды спадутъ, и вся земля
поколеблется, да милостива обрящемъ
тогда 1 Бога нашего. Свѣтъ моя, государыня! Люблю я
правило нощное и старое пѣніе. А
буде обленится на нощное правило,
тотъ день окаянной плоти и ѣсть не
давай. Не игрушка душа, что плот¬
скимъ покоемъ ея подавлять! Да пере¬
ставай ты и медокъ попивать. ІІамъ
иногда случается и воды въ честь, да
живемъ же. Али ты насъ тѣмъ дутчи,
чго боярыня? /Іа едпнако намъ (л. 68 об.)
Богъ распростре небо, еще же луна и
солнце всѣмъ сіяетъ равно, такожде
земля, и воды, и вся прозябающая по
новелѣнію Владычню служатъ тебѣ не
болшн, и мнѣ 2 не меншн. IА честь
нрелетаетъ. Единъ честенъ,—тотъ, кто
ночью востаетъ на молитву, да медокъ
перестанетъ, в квасъ примѣшивая, пить.
Еще ли, государыня, бранится? 172 Мнѣ мнится, К обленилася ты на
ночную молитву: того ради тебѣ такъ
говорю с веселіемъ. Евангеліе воспо¬
минаю: егда поносятъ вамъ и
изженутъвы, возрадуйтесяръ
той день и взыграйте: се б о м з д а в аш а м н о г а п а н о б е с ѣ х ъ. *
Аще и радостію тебѣ глаголю, не ра¬
дуйся * о глаголѣхъ сихъ. Дніе наши
не радости, но плача суть. (л. 69)
Воспомяни,—егда ты родилася, не взы¬
грала, но заплакала, отъ утробы изшедъ
материи. И всякой младенецъ тако
творитъ, прознаменуя плачевное сіе
житіе: яко дніе плача суть, а не празд¬
ника, якоже мнѣ, грѣшнику, на земли
и праздника нѣсть, развѣе святымъ и
праведнымъ, кои веселятся законы
Божіими и заповѣдьмн Его, соблюдающе.
Тако и ты, государыня, плачи суетнаго
житія своего и грѣховъ своихъ, понеже
призвалъ тя Богъ въ домовое строеніе
и разсужденіе; но и возвеселися, егда,
въ нощи воставъ, соверши ши ЗОО пок¬
лоновъ и седмь сотъ молитвъ веселіемъ
и радости духовныя. И меня, грѣшнаго
помяни тутъ, надежда моя, къ Богу, и
жену мою и дѣти (л. 69 об.) мои. Еще же реку ти: егда моли-
шися, вниди въ клѣть свою,
затвори двери своя5, сирѣчь всѣ
помыслы злыя отринь и единому Богу
гори душею, воздохни со восклицаніемъ
и рцы: «Господи! согрѣшила окаянная,
прости! нѣсть достойна нарещися дщерь
Твоя, сотвори мя, яко едину отъ на¬
емницъ Твоихъ!» Еще же глаголю: аще
и всѣ 5 добродѣтели .сотворишь, 7 рцы
души своей: «ничтоже благо сотворихъ,
ниже начахъ добро творити». Нощію
востав^й,—не людемъ себя 8 приказуй
будить, но сама воспряни отъ сна безъ
лѣвости, и припади, || и поклонися Со-
творшему тя. А въ вечеру мѣру помни i Ха Пв: тогда — нѣтъ 1 Ха Пв: и менѣ 5 Лк. 71, 23 « Ха Пв: не радуйтеся 1 ср. Ми. VI, 6 г> Ха Пв: я вси т ІІв: совершивши 8 Ха Нв: себя--шмі»*