XLVIII с прибавлением—в виде обращения составителя записки к своей душе
(ст. 719—720); принадлежность ее перу Аввакума подтверждается вы¬
ражениями: «меня, протопопа, отвели в темницу не казня» и «мне и
самому, протопопу, сіе чудно было: бездушная живыхъ обличаетъ»
(ст. 717). Печатается по рукописи Рогожского кладбища № 304—770 (Ра)
с вариантами по рукописям: Хлудовской библиотеки № 149 д. к. (Хе),
лл. 57 об.—58 об. и В. Г. Дружинина, № 397 (Дс), лл. 8—9. XV. О том: как постились Пустозѳрские узники—
Аввакум, Лазарь, Федор и Епифаний (ст. 719—922): слу¬
чай, о котором рассказывается здесь, имел место великим постом
1671 года; описание факта принадлежит перу Аввакума только в той
его части, которая надписывается словом «Сущее»; начальная же часть,
имеющая вид предисловия, принадлежит неизвестному лицу; от слова
«Сущее» на левом поле начинается буквенное указание, как есть та¬
ковое же и на правом, обозначающее: «с Протопоповы руки»; в этом от¬
деле протопоп называет трех соузников своих: Лазарь, дьяконъ и ста¬
рецъ; в начальном же отделе Лазарь назван попом, дьякон Феодором,
старец Епифанием. Печатается по рукописи В. Г. Дружинина, № 790 (Дъ) *). 4. Челобитныя, Послания, Поучения и Письма. Аввакумовских челобитных известно шесть. Из них нужно отне¬
сти: одну к 1663—1664 году, две к 1664 году, одну к концу 1668 года
или к началу 1669, одну к 1669 году и одну, вероятно, к 1676 году.
Первые пять были посланы царю Алексею Михайловичу, последняя—
царю Федору Алексеевичу. XVI. Первая (ст. 723—750) из названных пяти сохранилась в трех
редакциях; составлена была в то время, когда Аввакум, будучи возвра¬
щен из Сибири, находился в Москве: «что ти возглаголю,—говорит
автор царю,—яко отъ гроба возставъ отъ далняго заключенія*
(ст. 723),—следовательно, писана не особенно долго спустя по возвра¬
щении из ссылки; можно сказать даже точнее: «Церковь, по словам
челобитчика, «смущаема» п. Никоном уже «десять лѣтъ и больше»
(ст. 740, ср. 749); отсюда можно заключать, что составлять челобит¬
ную Аввакум начал в конце 1663 года * 2), а окончил, вероятно, позд¬
нее, так как для составления трех редакций требовалось время. ■) Эта записка была напечатана В. Г. Дружиниными Пам. пери, лѣтъ
русск. старообр. III. „Пустозѳрскій Сборникъ1*, стр. 19—41. Спб., 1914. (Лѣт. Зан.
Археогр. Бом., т. XXVI). 2) Сам Аввакум свидетельствует, что по возвращении из Сибири он „съ
полгода молчалъ11 (ст. 49).