Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
XLVIII с прибавлением—в виде обращения составителя записки к своей душе
(ст. 719—720); принадлежность ее перу Аввакума подтверждается вы¬
ражениями: «меня, протопопа, отвели в темницу не казня» и «мне и
самому, протопопу, сіе чудно было: бездушная живыхъ обличаетъ»
(ст. 717). Печатается по рукописи Рогожского кладбища № 304—770 (Ра)
с вариантами по рукописям: Хлудовской библиотеки № 149 д. к. (Хе),
лл. 57 об.—58 об. и В. Г. Дружинина, № 397 (Дс), лл. 8—9. XV. О том: как постились Пустозѳрские узники—
Аввакум, Лазарь, Федор и Епифаний (ст. 719—922): слу¬
чай, о котором рассказывается здесь, имел место великим постом
1671 года; описание факта принадлежит перу Аввакума только в той
его части, которая надписывается словом «Сущее»; начальная же часть,
имеющая вид предисловия, принадлежит неизвестному лицу; от слова
«Сущее» на левом поле начинается буквенное указание, как есть та¬
ковое же и на правом, обозначающее: «с Протопоповы руки»; в этом от¬
деле протопоп называет трех соузников своих: Лазарь, дьяконъ и ста¬
рецъ; в начальном же отделе Лазарь назван попом, дьякон Феодором,
старец Епифанием. Печатается по рукописи В. Г. Дружинина, № 790 (Дъ) *). 4. Челобитныя, Послания, Поучения и Письма. Аввакумовских челобитных известно шесть. Из них нужно отне¬
сти: одну к 1663—1664 году, две к 1664 году, одну к концу 1668 года
или к началу 1669, одну к 1669 году и одну, вероятно, к 1676 году.
Первые пять были посланы царю Алексею Михайловичу, последняя—
царю Федору Алексеевичу. XVI. Первая (ст. 723—750) из названных пяти сохранилась в трех
редакциях; составлена была в то время, когда Аввакум, будучи возвра¬
щен из Сибири, находился в Москве: «что ти возглаголю,—говорит
автор царю,—яко отъ гроба возставъ отъ далняго заключенія*
(ст. 723),—следовательно, писана не особенно долго спустя по возвра¬
щении из ссылки; можно сказать даже точнее: «Церковь, по словам
челобитчика, «смущаема» п. Никоном уже «десять лѣтъ и больше»
(ст. 740, ср. 749); отсюда можно заключать, что составлять челобит¬
ную Аввакум начал в конце 1663 года * 2), а окончил, вероятно, позд¬
нее, так как для составления трех редакций требовалось время. ■) Эта записка была напечатана В. Г. Дружиниными Пам. пери, лѣтъ
русск. старообр. III. „Пустозѳрскій Сборникъ1*, стр. 19—41. Спб., 1914. (Лѣт. Зан.
Археогр. Бом., т. XXVI). 2) Сам Аввакум свидетельствует, что по возвращении из Сибири он „съ
полгода молчалъ11 (ст. 49).