Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
'719 А В В А К У М Ъ. 720 О, душе моя! Что за воля твоя: иже ты
сама въ такой дальнѣй пустыни, яко
бездомная, нынѣ ся скитаешь, и съ звѣр-
ми дивими житіе свое имѣешь, и въ
нищетѣ безъ милости сама себя изну¬
ряешь жаждею и гладомъ, лютѣ нынѣ
умираешь? Почто созданія Божія со і
благодареніемъ не нріимаешь? Али ты
власти отъ Бога на то не имѣешь—
доступитя сладости вѣка сего и тѣлес¬ ныя радости '? Мы, сѣдяще въ земля¬
ныхъ темницахъ (л. 103 об.), поемъ
предъ Владыкою Христомъ, Сыномъ
Божіимъ, пѣсни пѣснямъ, ихъ же Со¬
ломонъ, во свѣтъ зря, на матерь свою
Вирсавію: се еси добра, прекрас¬
ная моя, очи твои горятъ2, яко
пламень огня, зракъ лица твоего паче
солнечныхъ лучъ, н вся въ красотѣ
сіяешь, яко день въ силѣ своей. Аминь. XV. О томъ: какъ постились Пустозерсніе узники -Аввакумъ,
Лазарь, Ѳеодоръ и Епифаній. 19 || (л. НО) 179-го году, в Вели¬ кій постъ, протопопъ Аввакумъ, да
попъ Лазарь піщи не пріимали до Ла¬
зарева Воскресенія, да въ Цвѣтную
недѣлю. Діяконъ Феодоръ да Епіфаній
старецъ до суботы пятыя недѣли піщи
це пріимали-жъ; да в Лазарево Воскре¬
сенье і Цвѣтную, прочія же в постѣ і
молитвѣ, токмо укропомъ языкъ про-
хлаждаше. [Сущее] »: го И 40 дней хлѣба і ничтожъ не ядо-
хомъ, токмо воду теплую хлѣбалп, рты
парили і горла. Я і старецъ десять дней
сперва і воды не хлѣбали, да правила
было отстали. А дьяконъ соерва сухари
в воду металъ і квасную воду хлѣбалъ.
I пріговорили братіею: безъ правила
ностітися худо, станемъ всѣ воду хле¬
бать. I по десяти дняхъ стали і мы
(ПО об.) со старцомъ воду хлебать.
I дьяконъ сталъ простую же воду хле¬
бать съ тѣхъ мѣстъ. I егда совершилося 20 даѳй, пре¬
сталъ я паки воды хлебать, иоказалося 1мнѣ такъ неисправно. I разболѣлася
у меня болѣзнь въ брюхе, сталъ духъ
заніматца. I я поливалъ грудь водою,
і теръ снѣгомъ, і отъ того было лехче.
Братія воду хлебали не переставая: а
дьяконъ квасъ отъ четвертыя суботы
рядомъ хлебалъ; а старецъ в суботы
и недѣли елъ, а в тѣ дни воду хле¬
балъ. А Лазарь отъ начала, какъ по¬
чалъ воду хлебать, такъ до Лазоревы
суботы совершилъ. Меня заставила скорбь блудить надъ4
квасомъ на пятой недѣли: согрѣшилъ,
иростіте, а нынѣ чревомъ не могу,
мыто держитъ. Да воля Господня о
всемъ да будетъ! . Дьяконъ воды дней з двена (л. 111)
тцеть похлебалъ, а то все квасомъ за¬
бавлялся крѣпонко. Лазарь удержалъ,
спаси Богъ ево. И журили мы ихъ,
какъ онѣ захотѣли есть, да изнемогли,
нечево стаю дѣлать, благословилъ я і
не хотя. Егда же дожили до четвертыя субо¬
ты, старецъ і дьяконъ взалкали, і съ 1 Ра: послѣ слова радосіи стоятъ въ скобкахъ слова похвала Церии 3 Ор. Пѣс.
Нѣс. IV, 1. 3 Дъ: это слово поставлено на отдѣльной строкѣ по срединѣ. Отъ этою слова на лѣвомъ полѣ одна подъ друюю буквы с- р* г п* гг в* p' е.; на правомъ полѣ п* о*
о* о- ы* у і- Переходя съ поля на поле прочтемъ: с Протопоповы рукі * Дъ: патъ