Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
755 АВВАКУМЪ. 756 XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексѣю Михайловичу- 32 II Списокъ з грамотки. Госу-і
дарь царь, державньій свѳтъ, прото-:
попъ Аввакууъ не стужаю ти много, но |
токмо глаголю ти—радоватися и здрав-'
ствовати о Христѣ хощу, и благоволить
душа моя, да благословитъ тя Господь и I
света мою государыню царицу, и дѣти-!
шекъ вашихъ, и всѣхъ твоихъ, да благо-1
словитъ ихъ духъ и душа моя во веки. I Помню твой приказъ з Дементьемъ: і
приказывалъ памятовати о сѣбѣ—нѣтъ,
государь, не забуду. Яко-жъ зритъ
Господь сердце мое, не притворяя,
говорю: аще получю дерзновеніе и в
будущемъ вецѣ, и тамъ о тебѣ хощу
припасти ко всѣхъ Владыцѣ, не токиа
здѣ в темницѣ. Протопопъ Аввакумъ
не помнитъ тово ничево, благодатію
Божіею, что надъ нимъ делается. Одново
желаю—предъ Богомъ стати вамъ не-
постыднымъ. Да и много столько мнѣ
грѣшному—забыта ваше благородіеі
Одинъ ты у насъ царь на сѣмъ свѣте.
Да и надѣюся, яко силенъ Богъ спасти
насъ с вами. Ну, государь, моли-жъ ся
и за мя грѣшнаго, и в чемъ передъ
тобою погрѣшилъ, проста мя; а тебя
тако-жъ да проститъ Господь Богъ, и
да помянетъ любовь твою ко мнѣ
нищему во царьствіи Своемъ, егда
пріидетъ воздати комуждо по дѣломъ
его ‘. Да и заплутаевъ тѣхъ Богъ про¬
стить, кои меня проклинали и стри¬
гли: рабу Господню не подо¬
баетъ сваритися, но кротку,
быти ко всѣмъ 2. Не онѣ меня
томятъ ц мучатъ, но діяволъ наветомъ
своимъ строилъ; а онѣ тово не знаютъ 1и сами, что творятъ. Да ужъ, государь,
пускай быти тому такъ! Положь то
дѣло за игрушку! Мнѣ то не до¬
садно. Посемъ паки благословитъ тя
третицею Господь и духъ мой здѣсь и
в будущемъ вецѣ. Прости-жъ, государь, уже рыдаю и
сотерзаюся страхомъ, и недоуменіемъ
содержимъ есмь; помышляю моя дѣя¬
нія и будущаго судища ужасъ.
Братъ нашъ, Синбирской протопопъ
Никифоръ, сего суетнаго света оты-
де; посемъ тажс чаша и меня ждетъ.
Охъ, увы мнѣ окаянному и горѣ! Како
отвеиваю бѣзсмертному Судіи, Царю
всѣхъ и Богу? Токмо надѣюся на Его
праведныя щедроты, понежь любящимъ
Ею вся поспешествуютъ во благое. || ;
Подобаетъ, государь, и во всемъ намъ
помышляти смерть, адъ, небо; и отца
нашего, протопопа Стефана, ученіе
помнить. Наки тя, государь, благосло¬
вляю и, опрятне ставъ, поклоняюся
тебѣ, самодержавному, честнѣ. А корму твоего, государь, даютъ намъ
въ весь—муки по одному пуду на мѣ¬
сяцъ; да о томъ слава Богу. Хорошо бы,
государь, и поболыпи для нищіе бра¬
тіи за ваше спасеніе. Изволь, самодержавие, съ Москвы
отпустить двухъ сыновъ моихъ къ
уатери ихъ на Мезень, да, тутъ
живучи вмѣстѣ, за ваше спасеніе Бога
молятъ; и не умори ихъ съ голоду,
Господа ради. А обо мнѣ, якожъ Богу
и тебѣ годѣ: достоинъ я. окаянный,
грѣховъ ради своихъ, темнице Пусто-
зерской. Умилнся, святая душа, о женѣ
моей и о дЬтсхъ 3. 1 В* подлинникѣ: по дѣдокъ по дѣломъ его. 3 2 Тим. II, 24. 3 Эта челобитная напечатана Я. Л. Барасоеымъ «г Дам. нерв. лѣт. русса, старо- '
обрядчества, стр. 32—33 (лѣт. замятій т. XIV).