Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
XVII. Челобитная (вторая) царю Алексѣю Михайловичу. ѵ, 136 || Царю государю и великому князю Алексѣю Михайловичу, всея Вели¬
кія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу,
бьет челом богомолецъ твой, государевъ>
в Даурах мученой иротопоп Аввакум,
съ подружіею моею и чади. Грѣх ради моих и нынѣ скорбь къ
скорби постиже мя,—мню, маленкова
ради моего моленейца к тебѣ, великому
государю, о духовныхъ властяхъ, ихъ
же и нужно тебѣ, великому государю,
снискат, истинных молитвенников за тя
къ Богу, и правѣ исправити могуще
благочестіе ради Духа Пресвятаго бла¬
годати, живущія въ них. Другое не сих ли ради огорчиша
1^7 отцы II благоутробіе твое ко мнѣ, онась-
ство имуще, да не студ покрыет тѣхъ. Нѣкто гречѳнин архимандрит Діониссй
учит Иларіона, архіепископа Рязан¬
ского, греческимъ буквам, реку и нра¬
вом, внѣшняя мудрствующим. Болѣз¬
нуя ж, рекох владыкѣ сему, древнія
ради любви с ним: Владыко святый, у
зазорна человѣка учишься! О нем же
слыигах от достовѣриых свидѣтелей,
что Софѣинской попъ Иродіонъ извѣ¬
щая на него вамъ, святителемъ, что
онъ, архимаритъ, нѣкоего подяка со¬
домски блудил многое время. И по
дѣйству діаволю, прилучися ему и во
алтари скверну дѣяти со отрокомъ, об¬
лекши дѣтище во святителъскія ризы
и во амфор. И тѣ вины дѣтищъ напи- I он, архимарит, во свою землю, ска-
і жет вмѣсто дѣтища: я—де глупыхъ
русаковъ и владыку, блудил. У нихъ-
і то, грековъ, не диковина. И безчестіе
1 сіе и вѣчный позор не точію вамъ, (архіереомъ, но и всему государству
і будет. И А тол ко до сего времени и слу- 138
жите въ той церкви без освященія:
блюдитеся и отъ Бога казни. Не добра
похвала—такой вор и ругатель вели¬
кія Росіи святителя учит! И архіепи¬
скопъ Иларіон в то время зѣло Кру¬
чинен был. И я ему говорил: Владыко
святый, ио пирушкам ходя, поп Иро¬
діонъ со своею братею, смѣяся, гово¬
рит тѣ слова. Равноапостольный государь, царь, и
великій князь Алексѣй Михайлович,
всея Великія и Малыя и Бѣлыя Ро¬
сіи самодержецъ! Вонми моленію тво¬
его, государева, богомолца, не клеветы
ради тебѣ, государю, извѣстно тво-
ряща, но да гнѣв Божій таковыхъ
рада вин все государство не пости¬
гнет. А се и безчестіе всему государь-
ству от странныхъ сихъ. Естли, государь, онъ, попъ Иро-
діон, исправилъ то духомъ кро¬
тости *, нно было не надобно во
многіе слухи вносит. А то и Галитц-
дояу протопопу Михаилу, и Благовѣ-
щеньскаго собора предѣлному діякону
Ѳеодору, и другим многим, тѣ вины
душепагубныя сказывал, и во многія саны далъ ему, попу Иродіону; а онъ, | слухи то внесъ, и в вѣрных в дер-
поп Иродіон, то писмо Вятцкому епн- j жавѣ царствія твоего велик (| со- 13»
скопу Александру казалъ; еда и Ли j блазяъ. Песъ убо, ащѳ скочитъ въ
тириму митрополиту не извѣстно ли. | церковь, ино освященіе есть: а то та-
Мала ли бѣда, содомская сія скверна, | кая скверна, ея же ради Содома и Го¬
ло святилнши содѣяна? Как выѣдетімора пят градовъ погибе! А се на та- і