Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
887 АВВАКУМЪ. 888 XXX. Посланіе „отцу* Іонѣ. 28 II (л. 56) Господи, Ісусе Христе,
помогай намъ, Сыне Божій, помилуй
насъ. Чадо церковное и господине, отецъ
святый, Іона! Вопросилъ мя еси грубаго Богу и
человѣкомъ, стараго, грѣшнаго прото¬
попа Аввакума, ей, во грѣсѣхъ обѣт-
шавшаго: отъ чрева матере моея ра¬
ботаю сластѣмъ вѣка сего. Не мое
было то дѣло, еже сѣдѣти на Моисеовѣ
сѣдалищѣ, но то разумных есть и
жизнь свою в Церкви изнуряющих; азъ
же—человѣкъ волокита, и не книженъ
сый, и гдѣ чтб возму, и вижу и слышу?
Словеса Писанія обдержат мя, по чело¬
вѣку—скимени рыкающе. Развѣ ради
послушанія (л. 56 об.), за молитвъ свя¬
тых Божіихъ, отвѣщаю малая, Гос¬
поду помогающу. Благослови, отче, и
моли о мнѣ, да дастъ ми ся проглаго-
лати слово к полезному себѣ и вамъ.
Воымемъ реченная. Еже бо видѣх ты много во человѣ-
цѣхъ по градом раздѣленія во ученіи,
и сему не дивлюся азъ: чреда бо им,
по попущенію Божію, овіи возсіяют, а
иніи погибаютъ, и вѣрных, по Писанію,
4-я часть спасается. О оттекших 1 никоніянѣх слова мнѣ
нѣсть,—тѣ явно грядутъ в пагубу,—
но бесѣдую о старолюбцах, иже между
собою не согласуются, и спорами безу¬
мными (л. 57), или рѳщи правѣе—
высовомысліем падают, каждо своя хотя
поставити, а не яж суть Божія. И сія
грядут стезею неправою, понеж Господь
гордым противится, смиренным же дает
благодать. А иже дер || жат Евангеліе и Апо- 29
столъ, а святыя иконы отмещут, то яв¬
ныя ѳряги есть, сирѣчь нѣмцы. И их
есть вѣра такова: не пріемлют святых 7
собор, ниж словес святых отецъ, ни
иконнаго поклоненія, но токмо Апостолъ
и Евангеліе, и евангелики глаголются,
також люторцы и калвинцы. Священ¬
ническій чин, иноческій, отринувше: и
баба, и робя, умѣюЩе грамотѣ, то и
попъ у них (л. 57 об.) А иже глаголютъ: подобаѳт-де нам
изъ-под клятвы законныя востат, и
и сего словесе, аки б не разумѣюще, не
по правдѣ толкуют писмя сіе, но
козненно. Есть такъ: Христосъ изба¬
вил ны отъ клятвы закона ветхаго; той
бо законъ плотянъ бѣ; проклят тогда
всяк, вися на древѣ, и праведно и не¬
праведно; ѳгда ж распятся на древѣ
Сынъ Божій, оттолѣ упразнилъ клятву
законную, и бысть то древо прокля¬
тое—намъ благословеніе, сирѣчь: совос-
тахом бо со Христом, отъ ветхія клятвы
избавил ны есть. И потомъ собрав¬
шимся боговидцамъ (л. 58) и слугам,
Апостоломъ и по них соборамъ вселен¬
ским, седмим, изложиша правила; не
плотска суть, но Духъ Святый пріиде
на Апостолы во огненѣ видѣніи. Со
Духомъ Святымъ правила располагающе
и не хранящихъ под клятву подлага-
ющѳ, глаголаша: иже кто не пребы¬
вает во ученіи словесъ Господних и во
всѣхъ писанныхъ, да будет проклят. И не соблюдая среды, и пятка, и
прочих постовъ, да будет проклят. И
прочая прилична тому, сирѣчь епитемія
отъ Апостолъ и отецъ, или просто 1 Би: а абтекших