Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
I. Ж И ТIЕ. Б. V, 1 (л. 1) Аввакумъ протопопъ полу¬ женъ бысть житіе свое написати ино¬
комъ Епифаніемъ,—понеже отецъ ему
духовной инокъ,—да не забвенію пре¬
дано будетъ дѣло Божіе; сего ради
понуженъ отцемъ духовнымъ на славу
Христу Сыну Божію и Богу истин¬
ному, и Богородицѣ, и святымъ Его.
Аминь. II 2 Святый Діонисій Ареопагитъ во
своей книгѣ пишетъ о Божественныхъ
именѣхъ, что есть Богу присносуіцные
имена истинные, еже есть близостные,
и что виновные, сирѣчь похвалные. Сія
суть сущія: Сый, Свѣтъ, Истинна, Жи¬
вотъ; только 4 свойственныхъ, а ви¬
новныхъ много; сія суть: Господь, Все¬
держитель, Непостижимъ, (л. 1 об.) Не¬
приступенъ, Трисіяненъ, Тріипоста-
сенъ1, Царь славы, Непостояненъ,
Огнь, Духъ, Богъ, и прочая потому
разуиѣвай. Того - жъ Діонисія о истиннѣ: се
бо отверженіе истинны испаденіе есть,
истинно бо сущее есть, иствннны испа¬
деніе сущаго отверженіе есть; от су¬
щаго же Богъ испаети не можетъ, и
еже не бытн нѣсть. Мы же речемъ: потеряли новолюбцы
существо Божіе испадевіемъ от истин¬
наго Господа, Святаго и животворя¬
щаго Духа. По Діонисію: коли уже |
истинны нспалн, то и сущаго отверг-1 лися. Богъ от существа Своего испа-
стн не моясетъ, и еже не бысть, нѣсть
того в Немъ: присносущенъ истин¬
ный Богъ нашъ. Лучше бы имъ в
Символѣ вѣры не глаголати Госпо¬
да, (л. 2) виновнаго имени, а нежели
истиннаго отсѣкати, в немъ - же
существо Божіе содержится. Мы же,
правовѣрніи, обоя имена исповѣдуемъ:
и в Духа Святаго, Господа,
истиннаго и животворящаго,
свѣта нашего, вѣруемъ, со Отцемъ и
Сыномъ поклоняе||маго3, за Него же и з
стражемъ и умираеиъ, помощію Его
Бладычнею. Тѣшитъ насъ той же Діо¬
нисій, въ книгѣ своей пишетъ: сей убо
воистинну истинный христіянинъ, зане
истинною разумѣвъ Христа, и тѣмъ
богоразуміе стяжавъ, изстуопвъ убо
себе, нс сый в мірскомъ нхъ нравѣ и
прелестщ себѣ же свѣсть трезвящеся
и изменена всякаго прелестнаго невѣ¬
рія, не токмо далее до смерти бѣд-
ствующе истинны ради, (л. 2 об.) но и
невѣденіемъ скончевающеся всегда,
разумомъ же живуще, и христіяне суть.Ц 4
Сей Діонисій наученъ вѣрѣ Христо¬
вѣ от Павла апостола, живый во Афи-
нѣхъ, прежде, даже не пріити въ вѣру
Христову, хитрость имый исчитати бѣ¬
ги небесныя; егда же вѣрова Хри-
стови, вся сія вмѣнилъ быти, яко ум\г-
ты. К Тимоѳею пишетъ въ книгѣ своей, 1 Ма: трипостассиъ 1 Пб Ха: поклоннаго.