XLIV Кроме названного, более объемистого, к богословским произведе¬
ниям Аввакума можно отнести еще три кратких статьи его: VI. О Пресвятой Богородицѣ (ст. 685—688): печатается по
рукописи из библиотеки Рогожского кладбища № 304—770 (Ра); о вре¬
мени написания ее можно предполагать на основании одной фразы,
имеющейся в текстѣ: «читалъ я сіе в Сибири,—говорит автор,—въ Ени¬
сейскомъ Цвѣтникѣ»: (ст. 687); повидимому, выходит, что статья напи¬
сана по возвращению Аввакума из Даур; эта же фраза, равно и то, что писав¬
ший называет себя «протопопомъ» (ст. 688) указывает и автора Записки. VII. О таинстве евхаристии (ст. 689—694): по этому во¬
просу есть две статьи: одна (ст. 689—690) говорит о старообрядче¬
ском «запасномъ агнцѣ», другая (ст. 690—694)—о «жертвѣ никоніан¬
ской». Первая имеется в виде вставки в «Житіе» Аввакума и дает на¬
ставление: как следует «причащаться» если «гоненія ради не получишь
священника православна»; вторая трактует о просфоре, над которою
«служилъ старорукоположенный попъ»,—конечно, «по старому», но ранее
служивший «по новымъ книгамъ»; первая печатается по рукописи б. Ка¬
занской Духовной Академии № 1679 (Кзб) 4), вторая — по рукописи
В. Г. Дружинина № 790 (Дъ), где она имеется в автографе 2). Обе они
относятся к Иустозерскому периоду жизни Аввакума, так как с одной
стороны: «Житіе», в которое внесена одна статья, писано в Пустозер-
ский период, с другой—«факт» присылки Аввакуму просфоры, о кото¬
ром он рассказывает во второй статье, по другим сообщениям протопопа,
имел место тоже в Пустозерске. VIII. О перстосложении (ст. 693—700): эта статья имеется
в двух редакциях—одна печатается (ст. 693—696) по рукописи В. Г.
Дружинина № 790 (Дъ), где она сохранилась в автографе 3). Другая
(ст. 696—700) по рукописи б. Казанской Духовной Академии № 1679
(Кзб), где она является вставкою в «Житіе» Аввакума 4). 3. Записки о лицах и событиях времени возникнове¬
ния старообрядчества. IX. О жестокостях воеводы Пашкова (стр. 701—704):
здесь рассказывается о фактах, которые Аввакум наблюдал лично, ибо ■) Эта статья была напечатана Я. Л. Барсковым — в Лѣт. Зан. Археогр.
Ком., в. XXIV: Ііам. пѳрв. лѣт. русск. стар., стр. 220—221 „Житія" Аввакума. 2) Эта статья была напечатана В. Г. Дружинины м—в Лѣт. Зан. Археогр.
Ком., вып. XXVI; „Пустозерскій Сборникъ", стр. 23 — 25. Спб. 1914 г. 3) Эта статья была напечатана В. Г. Дружинины м—в Лѣт. Зан. Археогр.
Ком., вып. XXVI: «Пустозерскій Сборникъ", стр. 21—23. Спб. 1914 г. «) Эта статья была напечатана Я. Л. Барсковым — в Лѣт. Зан. Археогр.'
Ком., вып. XXIV: Пам. перв. лѣт. русск. стар., стр. 225—228.