Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
689 СОЧИНЕНІЯ БОГОСЛОВСКІЯ. 690 VII. О таинствѣ евхаристіи. 220 а.) (л. 81 об.) [I 0 п р н ч а с ті и с в я- j въ правнлѣхъ указано. Творн такъ, не
тыхъ Христовыхъ н е п о (л. 82)-1 блюдись 1. рочныхъ тайн ъ. Всякому убо въ нынѣшнее время і *■*') ^ жертвѣ Н и к о н и я н ъ с к о й.
подобаетъ опасно жити и не безъ раз-. || (л. 335) Попъ старорукбноложен- 23
смотрѣнія причащатися тайнамъ. Аще | ной служилъ по новымъ книгамъ і,
ли гоненія ради не получишь священ-1 преставше, паки сталъ по старому слу-
яика православна, и ты имѣй у себя ; жить. Азъ же, облазнихся, прняхъ отъ
священное служ.еніе отъ православ-| него вынятую просвиру і положилъ ея
ныхъ—запасный агнецъ, и, обрѣтше | в углу в ызбѣ до утрия, в правило і
духовна брата, аще и не священника,! кадилъ. Егда же послѣ правила легъ,
исповѣждься ему, предъ Богомъ каяся, умолкоша уста отъ молитвы (335 об.),
и, по правилѣ утреннѣмъ, на коробоч- | прискочиша ко мнѣ бѣси, і единъ чер-
ку постели платочикъ, предъ образомъ менъ, щербатъ, говоря мнѣ: «попалъ
зажги свѣчку и на ложечку водицы ты мнѣ», ухватя, завернулъ мнѣ голову,
устрой на коробкѣ, и въ нея положи Азъ же едва, едва могу отдохнуть, і с
часть тайны, покадя кадиломъ, при- нуждою великою назнаменалъ молитву
ступя со слезами, глаголя: «Се при-: ІсуСову. Тогда отскочилъ отъ меня бѣсъ,
ступаю къ Божественному причащенію, і Азъ же одряхлѣлъ, не могу встать, і, кое
Владыко, да не опалнши мя пріобще- какъ встащася, помолитвовавъ - со
ніемъ, но очисти мя отъ всякія сквер- слезами 3, паки взвалился. I уснухъ,
ны, огнь бо, реклъ еси, недостойныхъ j вижу себя на нѣкоемъ мѣсте у церкви,
опаляя,—се предлежитъ Христосъ на крестъ стоитъ, і образъ Спасовъ напи-
пищу всѣмъ, (л. 82 об.) мнѣ же при-: санъ по латынѣ, і инымъ образомъ
крѣплятися Богови благо есть и пола-1 латынники молятся, приклякивая по
гати на Господа упованіе спасенія мо- j латынски (л. 336), і нѣкто отъ предъ-
его. Аминь». И потомъ причастися j стоящихъ велѣлъ мнѣ той крестъ поце- 221 сокрушеннымъ серд || цемъ, и паки вое-! ловати. Азъ же поцеловахъ. I наиа-
пой благодарная къ Богу, и поклонцы доша на мя паки бѣсове і зѣло утру-
по силѣ—прощеніе ко брату. Аще единъ.; диша мя, і оставишамя. Азъ же зѣло не-
и ты ко образу, надъ на землю, гла- мощенъ, і разслабленъ сталъ, уразумѣлъ,
голи: «Прости мя, Владыко, Хри- яко || просвиры ради Богъ меня нака- 24
сте Боже, елико согрѣшихъ», — весь зуетъ; выложилъ ея за окошко, і нощъ
до конца говори, и потомъ образъ ту і день препроводилъ в скорби ве-
цѣлуй и крестъ на себѣ, — а прежде лицей, помышляю, гдѣ просвиру дѣну,
причастія надобѣ же образъ цѣловать.1 понеже на ней крестъ Христовъ напе- Ну, прости же и меня, а тебя Богъ чатанъ.
проститъ и благословитъ. Вотъ хо- I в другую нощь, по правиле, воз-
рошъ, и умереть готовъ. Сице видалъ (легъ, молитвы говорю, лежа. Вскочнша 1 * з1 Эта статья г0 причастіи“ напечатана Я. Л. Барсковымг—еъ Лѣт. занятій Арх Комиссіи в. ХХІѴ-. Пам. пере. лѣт. русск. старообр., стр. 220—221 <Житія> Аввакума. з Дъ: помоіптвовъ, сверху,—другимъ почеркомъ,—исправлено: ва 3 Дъ: со лезауп,—сверху
другимъ почеркомъ исправлено: с