Часть 1. Шумерская цивилизация 59 скольку вооружение было несовершенно и конвои¬
ровать пленных мужчин было трудно. После плене¬
ния их чаще всего убивали. Но впоследствии, с по¬
явлением бронзового оружия, мужчинам также со¬
храняли жизнь. Труд рабов-военнопленных исполь¬
зовался в частных хозяйствах или в храмах. Рабы в
это время не пытались убежать, потому что помни¬
ли о священных правилах войны: плененный стано¬
вится ритуально убитым и не может принадлежать
себе, он — часть того, кто его захватил. Помимо
рабов-пленных в последние века Шумера появились
и рабы-должники, захваченные своими кредиторами
до момента выплаты долга с процентами. Участь
таких рабов была намного легче: чтобы вернуть се¬
бе прежний статус, им нужно было всего лишь вы¬
купиться. Рабы-пленники, даже освоив язык и обза¬
ведясь семьей, редко могли рассчитывать на свободу. • Основные вехи
политической ИСТОРИИ
Шумера На рубеже IV и III тысячелетий на территории
Южного Двуречья встретились и стали жить общим
хозяйством три совершенно разных по происхожде¬
нию и языку народа. Первыми сюда пришли носи¬
тели языка, условно называемого «банановым» из-
за большого числа слов с повторяющимися слогами
(типа Забаба, Хувава, Бунене). Именно их языку
шумеры были обязаны терминологией в области ре¬
месел и обработки металла, а также наименова¬
ниями некоторых городов. Носители «бананового»
языка не оставили памяти о названиях своих пле¬