часть 2. Шумерская культура 251 числа волов и стадных быков в хозяйстве. Во-вто¬
рых, человек этого времени должен был постоянно
вступать в открытую борьбу за собственное выжи¬
вание и продолжение своего рода. Для этого ему
нужна была избыточная физическая сила и половая
мощь — качества, в полной мере присущие быку.
В-третьих, человек ранней древности ощущал себя
существом, привязанным к своему земельному уча¬
стку (или — шире — к своему городу) и постоянно
видящим перед собой одни и те же предметы, а над
головой — одно и то же звездное небо. То есть он
уподоблял себя быку, стабильность жизни которого
обусловлена ограничениями в его перемещении.
Отсюда невольно возникает представление о миро¬
вом порядке и предвечном равенстве, незыблемость
которого необходимо отстаивать всеми доступными
внешними средствами. Подводя итоги можно сказать, что образ быка
является самым ярким олицетворением земледель¬
ческо-скотоводческого уклада жизни и связанной с
ним накопительно-консервативной тенденции в раз¬
витии социальной психологии. Уже для времени
Моисея «золотой телец» — символ чуждой системы
ценностей, с которым нужно бороться во имя обре¬
тения истинного Бога. Гидьгамеш Гильгамеш был популярен во все времена исто¬
рии Двуречья. Но мы коснемся только представле¬
ний шумерского времени. По-шумерски его звали Бильга-мес, впоследст¬
вии вавилоняне исказили это первоначальное имя.
Переводиться оно может двумя способами. Слово
бильга значит «дядя» или «далекий предок», упот¬