Часть 1. Шумерская цивилизация 117 воздействия можно было только чтением сложных
заговоров и выполнением магических процедур. На¬
ходил ли он в конце концов пищу или возвращался
в свою вечную обитель голодным — неизвестно.
Вполне возможно, что на этом заканчиваются раз¬
мышления шумеров о посмертной судьбе человека.
Ни перевоплощения, ни загробного блаженства мы
здесь не находим. • Пантеон и календарь Любая религия — прежде всего вера в загроб¬
ную жизнь предков и в силы внешнего мира, пер¬
вичные по отношению к человеческому обществу.
Человек знает, что не сам он себя рожал и тем бо¬
лее не сам устанавливал законы, по которым живет
весь его род. Попадая в ситуации, чреватые опасно¬
стью для его жизни и жизни его семьи, он рассчи¬
тывает на помощь со стороны неведомых добрых
сил, которые управляют средой его обитания и звезд¬
ным небом над его головой. Провожая в последний
путь родных и близких и думая о собственном по¬
следнем пути, человек льстит себя надеждой вновь
встретить дорогих его сердцу людей после приоб¬
щения к их сонму. Поэтому религия неизбежна для
человека как способ психологической компенсации
малого знания и ощущения биологического конца. Основу шумерской религии составляли общин¬
ные верования в существование различных божеств:
богов-демиургов, духов места, покровителей звезд¬
ного неба и охранителей государственной власти.
Религии такого типа называют естественными или
доосевыми, имея в виду, что они возникают как след¬