Часть 2. Шумерская культура 215 лога между Энки и Асарлухи (в вавилонское время
между Эа и Мардуком) появляется позднее старо¬
шумерского времени, то рецепты и формулы удале¬
ния злых духов, несомненно, очень древние (как мы
уже видели на примере заклинаний из Шуруппака). Многие тексты архаического слоя несут на себе
отпечаток времени, когда они были записаны. Так,
в «текстах путешествий» упоминаются имена царей
Ура и Исина, поскольку эти тексты использовались
в ритуале их интронизации. В записях урукских
эпических песен есть немало анахронических момен¬
тов, также относящихся к последним векам шумер¬
ской цивилизации. Однако нужно уметь отличать
содержание текста от его поздних идеологических
интерпретаций; первичную систему ценностей, ос¬
нованную на психофизиологических контактах с
ландшафтом и ареальными этносами, — от попыток
встроить элементы этой системы в новый политико¬
идеологический контекст. Такой контекст, способ¬
ствующий развитию вторичных мифов, появляется
в Месопотамии только с приходом Саргонидов. • Тексты саргоновского сдоя Все тексты этой подгруппы по традиции связа¬
ны с именем дочери Саргона Энхедуанны, которую
отец при своем воцарении назначил верховной жри¬
цей в главный храм города Ура. Энхедуанна про¬
жила долгую жизнь и оставалась на своем посту
даже в правление Нарам-Суэна. Она талантливо сла¬
гала гимны, и нам достоверно известно, что именно
Энхедуанне принадлежит огромный по тем време¬