Древний Шумер

Очерки культуры

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2001

2001

Содержание

Введение

Часть 1. Шумерская цивилизация

Часть 2. Шумерская культура

Часть 3. Шумерский характер

Заключение (Шумер и мы)

Приложения

Основная литература

OCR
Часть 1. Шумерская цивилизация 103 • Мир и человек В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ШУМЕРОВ Шумерские космогонические представления рас¬
пылены по множеству текстов самых разных жан¬
ров, но в целом можно нарисовать следующую кар¬
тину. Понятий «вселенная», «космос» в шумерских
текстах не существует. Когда есть необходимость
говорить о целостности мира, употребляют состав¬
ное слово ан-ки («Небо-Земля»). Известен также
термин нам-шар-ра — «бесчисленное множество»,
означающий мир как совокупность нагроможденных
друг на друга отдельных тел, не поддающихся учету
и пониманию. Считалось, что до возникновения
мира Небо и Земля были единым телом, из которо¬
го затем появились все сферы мира. Разделившись,
Небо и Земля не утратили свойства отражаться
друг в друге; так, например, семь небес имеют от¬
ражение в семи отделах подземного мира. Мир в
течение года описывает круг и в конце года «воз¬
вращается на свое место» (ки-би-ше гы), то есть
восстанавливается в прежнем целостном облике.
«Возвращение на свое место» означает в шумеро-ва¬
вилонской культуре комплексное обновление мира,
которое подразумевает разрыв всех прежних свя¬
зей: прощение должников, освобождение преступ¬
ников из тюрем, реставрацию или переустройство
старых храмов, издание новых царских указов и не¬
редко введение нового отсчета времени. Циклическое движение мира связано с развити¬
ем человеческого коллектива на основе принципов
справедливости (ни-си-са) и порядка (биллуда). Из
области седьмого неба Ан спускает в обитаемый