Насть 2. Шумерская культура 167 телесную форму, все гармоничное и согласующее¬
ся, все подобное и пригодное для практической ра¬
боты. Можно поэтому сказать, что шумерской на¬
учной интуиции присущ магико-прагматический
функционализм — стремление узнать имя и свой¬
ства вещи с целью интенсивного воздействия на
эту вещь, с последующим овладением ее формой и
внешними параметрами («судьбой»). • Письменность и СЛОВЕСНОСТЬ
(ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ) Мы уже знаем, что в ранней шумерской древ¬
ности мир понимался как неисчислимое множество
несогласованных между собой предметов. Он был
полон богов и духов, постоянно враждовавших друг
с другом и действиями своими мешавших спокой¬
ной жизни человеческого коллектива. Он состоял
из неизвестных существ и вещей, свойства которых
были недоступны памяти и разуму. Тогда человек
стал учитывать вещи — сперва собственные, затем
близкие к нему, потом все более отдаленные и на¬
ходящиеся на границе его опыта. Учет появился
именно как способ фиксации пространственных и
имущественных связей человека. Учтенное и при¬
своенное сперва можно было изображать рисунком,
но по мере развития общества количество предме¬
тов, попавших в поле зрения человека, стало столь
огромным, а пространственные связи между наро¬
дами столь многочисленными, что память вновь пе¬
рестала справляться со всей поступающей инфор¬
мацией. Мир стал не просто объектно сложен — он