Часть 1. Шумерская цивилизация 27 позиций1. Шумер оказался для человечества проб¬
ным камнем: его существование испытывало на вер¬
ность истине и на готовность отказаться от средне¬
вековых представлений о мире. С расшифровкой
древнейших шумерских письмен человечество всту¬
пало в новый, никем не предуказанный мир правди¬
вого знания о природе и основах своего культурно¬
го развития. • Откуда пришли шумеры Сразу нужно сказать, что сколько-нибудь точ¬
ного ответа на этот вопрос мы не имеем. За сто¬
летний период развития шумерологии высказыва¬
лись самые различные гипотезы о родстве шумер¬
ского языка. Так, еще отец ассириологии Раулинсон
в 1853 году, определяя язык изобретателей клино¬
писи, называл его «скифским или тюркским». Он
именовал шумеров «вавилонскими скифами» и по¬
лагал, что самоназванием их было «аккадцы» (эту
же ошибочную версию одновременно выдвинул и
Ленорман). Некоторое время спустя Раулинсон уже
был склонен сопоставлять шумерский язык с мон¬
гольским, но к концу жизни уверился в тюркской
гипотезе. Основания для этого были следующие:
во-первых, в шумерском и турецком к неизменяе¬
мому глагольному корню присоединяются с разных 1 Уже после открытия шумерской цивилизации богосло¬
вы стали сопоставлять Шумер с населенным пунктом Шинар
(или Сенар), дважды упомянутым в Ветхом Завете (Быт. X, 10;
XIV, 1). Но специалисты-шумерологи не видят возможности
объективно проверить истинность этого сопоставления.