Древний Шумер

Очерки культуры

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2001

2001

Содержание

Введение

Часть 1. Шумерская цивилизация

Часть 2. Шумерская культура

Часть 3. Шумерский характер

Заключение (Шумер и мы)

Приложения

Основная литература

OCR
150 В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры бодного творчества. Вероятно, это все же не так.
Ведь невинный бычок, украшавший урскую арфу,
был символом потрясающей, устрашающей мощи и
долготы звука, что вполне соответствует общешу-
мерским представлениям о быке как символе могу¬
щества и непрерывного воспроизводства. Шумерские представления о прекрасном, как
уже сказано выше, совершенно не соответствовали
нашим. Шумеры могли наделить эпитетом «прекрас¬
ный» {шаг) овцу, годную для жертвы, или божест¬
во, обладавшее необходимыми тотемно-ритуальными
атрибутами (одеяние, убор, макияж, символы вла¬
сти), или изделие, выполненное в соответствии с
древним каноном, или слово, сказанное для услаж¬
дения царского слуха. Прекрасное у шумеров то,
что наилучшим образом пригодно для выполнения
определенной задачи, что соответствует своей сущ¬
ности {ме) и своему предначертанию (гиш-хур). Ес¬
ли просмотреть большое число памятников шумер¬
ского искусства, окажется, что все они изготовлены
в соответствии именно с таким пониманием пре¬
красного. • Научные прозрения Говорить о шумерской науке нельзя по не¬
скольким причинам. Во-первых, история шумеров
пришлась на время материально-практического ос¬
воения мира, когда важнее всего были разработка
технологии при изготовлении изделия и закрепле¬
ние навыка при освоении земли. Все, что не каса¬
лось насущного и повседневного, накапливалось в
ощущениях, наблюдениях и интуитивных догадках,