150 В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры бодного творчества. Вероятно, это все же не так.
Ведь невинный бычок, украшавший урскую арфу,
был символом потрясающей, устрашающей мощи и
долготы звука, что вполне соответствует общешу-
мерским представлениям о быке как символе могу¬
щества и непрерывного воспроизводства. Шумерские представления о прекрасном, как
уже сказано выше, совершенно не соответствовали
нашим. Шумеры могли наделить эпитетом «прекрас¬
ный» {шаг) овцу, годную для жертвы, или божест¬
во, обладавшее необходимыми тотемно-ритуальными
атрибутами (одеяние, убор, макияж, символы вла¬
сти), или изделие, выполненное в соответствии с
древним каноном, или слово, сказанное для услаж¬
дения царского слуха. Прекрасное у шумеров то,
что наилучшим образом пригодно для выполнения
определенной задачи, что соответствует своей сущ¬
ности {ме) и своему предначертанию (гиш-хур). Ес¬
ли просмотреть большое число памятников шумер¬
ского искусства, окажется, что все они изготовлены
в соответствии именно с таким пониманием пре¬
красного. • Научные прозрения Говорить о шумерской науке нельзя по не¬
скольким причинам. Во-первых, история шумеров
пришлась на время материально-практического ос¬
воения мира, когда важнее всего были разработка
технологии при изготовлении изделия и закрепле¬
ние навыка при освоении земли. Все, что не каса¬
лось насущного и повседневного, накапливалось в
ощущениях, наблюдениях и интуитивных догадках,