Древний Шумер

Очерки культуры

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2001

2001

Содержание

Введение

Часть 1. Шумерская цивилизация

Часть 2. Шумерская культура

Часть 3. Шумерский характер

Заключение (Шумер и мы)

Приложения

Основная литература

OCR
Насть 2. Шумерская культура 191 нейтральной повествовательности (которое, впро¬
чем, так и не достигло своей цели). Царская надпись,
начавшись как отчет о реальной деятельности, под
конец цивилизации дала примеры вымышленного
текста, в котором каждая деталь реальной жизни
приобрела характер литературного топоса. • Постшумерские тексты К постшумерским памятникам шумероязычной
словесности относятся, прежде всего, библиотеки
Ниппура, Ура и Ларсы, возникшие в самом начале
Старовавилонского периода (XX—XIX вв.) при пис¬
цовых школах. Кроме них нужно особо выделить
архивы Вавилона, Ашшура и Ниневии, в первую же
очередь — Ниневийскую библиотеку царя Ашшур-
банапала (668—626 (?)), сохранившую несколько
тысяч табличек двуязычного шумеро-аккадского пись¬
ма. Клинопись старовавилонских текстов можно
назвать скорописью: знаки в строке пишутся по¬
следовательно, нередко наезжают один на другой и
смешиваются, что свидетельствует о желании пис¬
ца разместить на табличке как можно больше тек¬
ста и о его нежелании тщательно выписывать каж¬
дый знак. Такой характер письма говорит о возрос¬
шем объеме информации и, возможно, о том, что
некоторые тексты «стенографировались» прямо с
уст. Ассирийская клинопись монументальна, фигур¬
на и хорошо понятна, поскольку каждая табличка
является копией более древнего текста, сделанной
старательным и усердным царским писцом. Проблема датировки текстов этой группы весь¬
ма сложна. Если тексты, записанные в Старовави-