Насть 2. Шумерская культура 243 Текст об Инанне и Энки, пожалуй, уже свиде¬
тельствует об изменении системы ценностей месо¬
потамского общества. В число МЕ здесь попадают
не только грамота и различные ремесла, но и сама
способность человека к интеллектуальной деятель¬
ности, к разрешению конфликтных ситуаций мир¬
ным путем в суде. Текст не содержит никаких хо¬
ровых вставок; более того, его автор постоянно оза¬
бочен последовательностью в описании событий и
поведения главных героев. Можно сказать, что имен¬
но в таких текстах, как дильмунские мифы, «Инан-
на и Энки», составленных в начале II тысячелетия,
происходит переход от композиции и стилистики
шумерского фольклора, с его бесконечными повто¬
рами и параллелизмами, со вставками хора и ста¬
тичностью поведения героев, к стилистике, напо¬
минающей царские надписи и гимны Энхедуанны, с
их внутренней динамикой, точностью и последова¬
тельностью в передаче цепи фактов и вниманием к
характеру героев. Эта «внутренняя собранность»
текста, его сосредоточенность на основных момен¬
тах смысла, а не действа (как было раньше), до¬
полняются несколькими новыми мотивами, невоз¬
можными для старой шумерской идеологии с ее
культом силы и власти. В качестве примеров можно
привести несколько текстов послешумерского вре¬
мени, которым свойственны все означенные выше ха¬
рактеристики переходности от шумерской словесно¬
сти к вавилонской литературе. • Переходные тексты В состав эпоса «Энмеркар и владыка Аратты»
входит так называемое «Заклинание Энки» — явно
более позднего происхождения. Это заклинание про¬