Часть 2. Шумерская культура 177 информации, его предмифологичность, то есть не¬
способность о чем-либо рассказывать, но только ли¬
бо сухо итожить рационы и число жертв, либо
фиксировать городской ритуал с возвышенно-над¬
рывным воспеванием божества и его храма, либо
также возвышенно и торжественно сообщать богам
о выполнении их приказаний. Текст III тысячеле¬
тия, и в особенности шумерский текст, по совокуп¬
ности приведенных общих признаков является для
исследователя светлым пятном на фоне всеобщего
информационного мрака, взглядом из города и ри¬
туального городского времени на главные, предель¬
но овнешненные, но вместе с тем глубоко сакраль¬
ные в своей природе события, одинаково тесно свя¬
занные и с человеком, и с миром. Определившись теперь с классификацией па¬
мятников шумерской словесности и с их основными
свойствами, можно приступать к специальному рас¬
смотрению отдельных текстовых групп и родов. • Тексты шумерской эпохи Словесность архаического периода (тексты из
Шуруппака, Абу-Салябиха, Лагаша) изучена еще не¬
достаточно для того, чтобы делать какие-либо обоб¬
щения. Поэтому мы ограничимся описанием тексто¬
вого корпуса этого времени, а в конце нашего опи¬
сания обозначим тенденции развития письменной
речи в этот период. Прежде всего следует сказать, что словесность
архаики по палеографическим критериям может
быть разделена на два подпериода. От архива Шу¬
руппака до архива Лагаша на письме обозначается