Насть 2. Шумерская культура 221 на композиция, поскольку каждый такой текст слу¬
жит доказательством какой-либо политической идеи.
Текстам этого рода интересна человеческая лич¬
ность, пусть даже помещенная внутри мифопоэти¬
ческого канона. Личность говорит и действует точ¬
но так же, как в текстах архаического слоя дейст¬
вуют боги, лишь с большей внешней динамикой и с
меньшим числом повторов в репликах. Но никаких
черт характера мы при этом не наблюдаем. • Тексты ПОЗДНЕШУМЕРСКОГО СДОЯ В эту подгруппу входят тексты, связанные с ги¬
белью шумерской цивилизации и с последующей
активностью аморейских правителей Двуречья. Это
прежде всего плачи по разрушенным городам, миф
о потопе и так называемый «дильмунский миф», из¬
вестный также под названием «Энки и Нинхурсаг».
Сюда же по некоторым признакам относится и миф
о похищении МЕ. Вторжение эламитов и амореев на территорию
Двуречья в конце III тысячелетия и последующее
пленение урского царя Ибби-Суэна нашло отраже¬
ние в целом ряде плачей по городам; известны пла¬
чи по Уру, Уруку, Ниппуру, Эреду. Идея такого
плача всюду примерно одинакова. Совет богов при¬
нимает решение об изменении судьбы города с хо¬
рошей на плохую. Делается это потому, что беско¬
нечно долгое правление невозможно по естествен¬
ным законам мироздания. После принятия такого
решения боги насылают на обреченный город все¬
возможные бедствия, в число которых обязательно