Часть 1. Шумерская цивилизация 31 стности, в которой находился храм общешумерско¬
го бога Энлиля. Впоследствии название топонима
распространилось на южную и центральную часть
Двуречья и уже в эпоху Аккада в устах семитских
правителей Двуречья исказилось до Шу-ме-ру (впер¬
вые в надписи Римуша). Датский шумеролог А. Вес-
тенхольц предлагает понимать «Шумер» как иска¬
жение словосочетания ки-эме-гир^ — «земля бла¬
городного языка» (так называли свой язык сами
шумеры). Существуют и иные, менее убедительные
гипотезы. Таким образом, наше именование несе¬
митского населения Южного Двуречья «шумеры»,
идущее от Опперта, является в значительной сте¬
пени условным, поскольку основано на ложном ото¬
ждествлении названия этноса и названия населяе¬
мого им ландшафта. Тем не менее, оно является
единственно возможным ввиду того, что сам этот
народ никак не выделял себя из среды других оби¬
тателей Двуречья. В российской ассириологической литературе
можно встретить варианты «Сумир», «сумерийцы»,
«шумерийцы», но наиболее прижилось одинаковое
именование территории, народа и страны — «Шу¬
мер» и «шумеры». Этого именования мы и будем
придерживаться далее. • Среда обитания И ОСОБЕННОСТИ
ШУМЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ Всякая культура существует в пространстве и
во времени. Первоначальным пространством куль¬
туры является место ее возникновения. Здесь нахо-