Древний Шумер

Очерки культуры

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2001

2001

Содержание

Введение

Часть 1. Шумерская цивилизация

Часть 2. Шумерская культура

Часть 3. Шумерский характер

Заключение (Шумер и мы)

Приложения

Основная литература

OCR
248 В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры наиболее типичные образцы и попытались показать
шумерский текст в динамике его формы и содержа¬
ния, поэтики и истории. • Символы ШУМЕРСКОЙ
КУЛЬТУРЫ Под символами шумерской культуры мы в дан¬
ном случае понимаем наиболее частотные образы,
многократно использованные как шумерской тради¬
цией, так и преемниками шумеров — вавилонянами
и ассирийцами. Не имея возможности подробно ос¬
ветить в нашем рассказе все эти образы, мы оста¬
новимся лишь на самых значимых для культуры
Южного Двуречья. Бык Пожалуй, самым частотным образом в шумер¬
ской словесности следует признать образ быка. Он
выступает основным средством сравнения и фигу¬
рирует в качестве эпитетов богов и царей. Быком
называют Энлиля, Энки, Нинурту-Нингирсу, Нанну,
Уту. С быком сравнивают урских и исинских царей.
Попробуем рассмотреть семантическое поле этого
любимого шумерами образа. 1. Бык— олицетворение материальной силы и
телесной мощи. Рога быка и его склонность к бода¬
нию расцениваются как образ неприступной силы и
храбрости при отстаивании богом (или царем) сво¬
его имущества. 2. Бык — олицетворение половой мощи, храни¬
лище животной потенции мира. Правители земные