Древний Шумер

Очерки культуры

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2001

2001

Содержание

Введение

Часть 1. Шумерская цивилизация

Часть 2. Шумерская культура

Часть 3. Шумерский характер

Заключение (Шумер и мы)

Приложения

Основная литература

OCR
256 В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры и Энлиля необратимо! Уру царственность дана, (а)
вечное правление не дано!.. Долгий срок правления
утомителен!» Иными словами, царь не должен за¬
бывать о том, что он смертен и все его могущество
когда-то прекратится, потому что все на свете из¬
нашивается и утомляется долгой жизнью. Поэтому
желание славы, желание победы над смертью через
произвольный подвиг, через убийство безвинных
существ — такая же суета, как и любое человече¬
ское желание достигнуть вечной жизни. Так думали
традиционно мыслившие общинники, которых сле¬
довало бы назвать благочестивыми. Но люди силь¬
ной воли и душевного порыва всегда считали иначе.
Для них Гильгамеш оставался самым прекрасным
примером человека, пытавшегося вырваться за пре¬
делы ненавистного естественного порядка и одолеть
предначертанную смертным судьбу. Потоп Потоп (шумер, а-ма-ру) — сложный образ, се¬
мантика которого менялась с ходом месопотамской
истории. По-видимому, следует различать два пред¬
ставления о потопе. Согласно текстам шумерского
времени, потоп является атрибутом бога-воина Нин-
гирсу, который передает его царю-воину, выпол¬
няющему предначертанную ему миссию победителя
внешних врагов. Так, в «Стеле коршунов» Эанатума
и гимнах урским царям правитель сам является по¬
топом, уничтожая враждебные ему силы. В шумер¬
ских контекстах под потопом имеется в виду на¬
воднение, сопровождаемое порывами ураганного
ветра, молнией и громом. В послешумерское время
появляется представление о царе, спасшемся от по¬
топа, причем называется место, где он произо¬