Древний Шумер

Очерки культуры

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2001

2001

Содержание

Введение

Часть 1. Шумерская цивилизация

Часть 2. Шумерская культура

Часть 3. Шумерский характер

Заключение (Шумер и мы)

Приложения

Основная литература

OCR
Часть 1. Шумерская цивилизация 39 ного можно не бояться, его необходимо учитывать,
а его свойства изучать. Непонятное не вмещается в
сознание целиком, поскольку мозг не может пра¬
вильно отреагировать на него. Согласно одному из
принципов физиологии — принципу «шеррингтоно-
вой воронки» — количество поступающих в мозг
сигналов всегда превышает количество рефлектор¬
ных ответов на эти сигналы. Все непонятное по¬
средством метафорических переносов превращается
в образы мифологии. Этими образами и ассоциа¬
циями древний человек мыслил мир, не отдавая се¬
бе отчета в степени важности логических связей,
не отличая причинную связь от ассоциативно-ана¬
логовой. Поэтому на этапе ранних цивилизаций
нельзя отделить логические мотивировки мышления
от магико-прагматических. • Внешний облик и БЫТ ШУМЕРОВ Об антропологическом типе шумеров можно в
известной степени судить по костным остаткам:
они принадлежали к средиземноморской малой расе
европеоидной большой расы. Шумерский тип и по
сию пору встречается в Ираке: это смуглые люди
невысокого роста, с прямым носом, курчавыми во¬
лосами и обильной растительностью на лице и на
теле. Волосы и растительность тщательно сбрива¬
ли, чтобы предохранить себя от вшей, — поэтому в
шумерских статуэтках и рельефах столь много изо¬
бражений бритоголовых и безбородых людей. Брить¬
ся необходимо было и в культовых целях — в ча¬
стности, бритыми всегда ходили жрецы. На тех же