Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века

Невоструев К.И. Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. -Москва, 1868

1868

Содержание

Предисловие

Оглавление

I. Введение, где излагается

§ 1. Побуждения к настоящему изданию

§ 2. Содержание рукописи, с коей издается слово, и внешнее ее описание

§ 3. Сведения о жизни св. Ипполита

§ 4. О мраморной статуе в честь св. Ипполита

§ 5. Сведения о сочинениях Ипполита

§ 6. Сочинение об антихристе, под именем Ипполита, в двух видах

§ 7. Сходство и отличие двух означенных сочинений об антихристе

§ 8. Подлинность сочинения Ипполита о Христе и антихристе, изданного Гудием и представляющегося в древнем Слав. переводе. Теперь издаваемом по Чудовской рукописи

§ 9. Доказательства подлинности а) от свидетельств древних, приводящих места из этого собственного сочинения

§ 10. Доказательства б) от сходства с другими сочинениями Ипполита

§ 11. Доказательства в) от сходства с учением Иринея

§ 12. Доказательства г) от признаков древности в сочинении

§ 13. Подложность беседы, изданной Пиком и в Соборнике помещаемой, доказывается а) выписками в ней из Ефрема Сирина и других поздних писателей

§ 14. Подлинность доказывается б) из образа речи, анахронисмов и некоторых странных мыслей

§ 15. Повод к составлению беседы - в явлении Магомета и Сарацин

§ 16. Связь беседы с сочиненем Мефодия, патриарха Константинопольского о владычестве народов

§ 17. Завоевания и жестокости Турок, в связи с оканчивающейся седьмою тысячью лет мира, усиливая мысль о временах антихриста, способствовали явлению или распространения подлинной беседы

§ 18. Отзывы ученых о подложной беседе

§ 19. Важность издания подлинного слова в Славянском переводе

§ 20. План сочинения

§ 21. Объяснение пасхальной таблицы как памятнике св. Ипполиту, изображенном в начале книги

II. Слово св. Ипполита об Антихристе в древнем Славянском переводе, с Греческим и русским текстами

III. Примечания к предыдущему слову

IV. Приложения, именно

Дополнение

Алфавитный указатель замечательных предметов

OCR
— 84 —
§ 17. Завоеванія и жестокости Турокъ, въ связи съ окан­
чивающеюся седмою тысячію лѣтъ міра, усиливая мысль
о временамъ антихриста, способствовали явленію или
распространенію подложнаго слова.
Особенно жестокости и неистовства Селъджукскихь
Турокъ, послѣ того какъ отторгались отъ Сарацинъ,
они сами овладѣли Палестиной и другими христіански­
ми странами, возбуждали въ Христіанахъ мысль о вре­
менахъ антихристовыхъ. 139) Отрасти мы уже видѣли
страданія отъ нихъ Христіанъ въ XI в., вызвавшія кре­
стовые походы. Въ томъ же сочиненіи Меѳодій, подъ
вліяніемъ ужаса, представляетъ Фантастическое сказаніе
о какомъ-то особенно страшномъ, чудовищномъ народѣ,
имѣющемъ явиться предъ самою кончиною міра. По
словамъ его (Ν 38 л. 13 и слѣд.) основатель третьей мо­
нархіи древняго міра Александръ Македонскій, преслѣ­
дуя Дарія Мидянина, дошелъ до моря, называемаго сол­
нечная страна (т. е. Индійскаго между Аравіей и Ин­
діей), и видя у живущихъ тамъ народовъ крайнюю
нечистоту и скверность въ употребленіи пищи и про­
чемъ, изъ опасенія, чтобы они впослѣдствіи не напали
на святую землю и не осквернили ее, собралъ всѣхъ
до единаго жителей и погналъ ихъ съ востока до пре­
дѣловъ сѣверныхъ, гдѣ, по молитвѣ его, Богъ велѣлъ
сойтись двумь горамъ, и такимъ образомъ сотворилъ
врата мѣдныя, въ коихъ и заключены были означен­
ные народы. Отсюда, по пророчеству, они выйдутъ
предъ кончиною міра и озлобятъ святыхъ. „Слыши
убо, говоритъ Меѳодій, Іезекіилево пророчество глаго139) Gescbichte

d.

Kreuzzflge, von Wilken 1, 43 й.