Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века

Невоструев К.И. Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. -Москва, 1868

1868

Содержание

Предисловие

Оглавление

I. Введение, где излагается

§ 1. Побуждения к настоящему изданию

§ 2. Содержание рукописи, с коей издается слово, и внешнее ее описание

§ 3. Сведения о жизни св. Ипполита

§ 4. О мраморной статуе в честь св. Ипполита

§ 5. Сведения о сочинениях Ипполита

§ 6. Сочинение об антихристе, под именем Ипполита, в двух видах

§ 7. Сходство и отличие двух означенных сочинений об антихристе

§ 8. Подлинность сочинения Ипполита о Христе и антихристе, изданного Гудием и представляющегося в древнем Слав. переводе. Теперь издаваемом по Чудовской рукописи

§ 9. Доказательства подлинности а) от свидетельств древних, приводящих места из этого собственного сочинения

§ 10. Доказательства б) от сходства с другими сочинениями Ипполита

§ 11. Доказательства в) от сходства с учением Иринея

§ 12. Доказательства г) от признаков древности в сочинении

§ 13. Подложность беседы, изданной Пиком и в Соборнике помещаемой, доказывается а) выписками в ней из Ефрема Сирина и других поздних писателей

§ 14. Подлинность доказывается б) из образа речи, анахронисмов и некоторых странных мыслей

§ 15. Повод к составлению беседы - в явлении Магомета и Сарацин

§ 16. Связь беседы с сочиненем Мефодия, патриарха Константинопольского о владычестве народов

§ 17. Завоевания и жестокости Турок, в связи с оканчивающейся седьмою тысячью лет мира, усиливая мысль о временах антихриста, способствовали явлению или распространения подлинной беседы

§ 18. Отзывы ученых о подложной беседе

§ 19. Важность издания подлинного слова в Славянском переводе

§ 20. План сочинения

§ 21. Объяснение пасхальной таблицы как памятнике св. Ипполиту, изображенном в начале книги

II. Слово св. Ипполита об Антихристе в древнем Славянском переводе, с Греческим и русским текстами

III. Примечания к предыдущему слову

IV. Приложения, именно

Дополнение

Алфавитный указатель замечательных предметов

OCR
— 92 —
Христа пришествію^ Эта мысль и раскрывается во
всемъ словѣ, при чѣмъ Магометъ л. 305 об. названъ
„глаголемъ^ въ Божественной апокалипсіи псевдопроф и т ъ и предтеча
богоборнаго антихриста.α Изъ за­
падныхъ Феуарденъ (ум. 1610 г.) въ замѣчаніяхъ своихъ
на 5 книгу св. Иринея противъ ересей гл. 30 подробно
доказываетъ, что лжепророкъ Магометъ долженъ быть
иди самый антихристъ, о которомъ говорится въ сей
главѣ, или величайшій и ревностнѣйшій распространи­
тель царства его, слуга и предтеча его, при чѣмъ ука­
зываетъ и на многихъ другихъ западныхъ ученыхъ, у
коихъ раскрывалась эта мысль и прежде его. 154)
§ 18. Отзывы ученыхъ о подложной бесѣдѣ.
Объяснивъ такимъ образомъ происхожденіе бесѣды
объ антихристѣ, которая изъ Греческихъ Соборниковъ
перешла и въ нашъ Славянскій, а прежде того обли­
чивъ ея подложность или испорченность, въ доверше­
ніе мы приведемъ теперь отзывы ученыхъ какъ объ
атомъ словѣ, такъ и о подлинномъ сочиненіи Ипполи154) Миля Patrologiae cursus t. VII, Opera S. Irenaei, p. 1824— 1830.
И послѣ Феуардена Голландецъ Uythagius писалъ диссертацію:
Antichristus Mahometes, ubi non solum per S. sanctam scripturam,
verum etiam per omnes alios probandi modos demonstratur, Mahometem esse antichristum. Amstel. i 666. (Solger, Bibliotheca libro­
rum impressorum, Pars III, Norimbergae 1762, p. 405. N 2689).
Въ параллель Магомету, восточному антихристу, протестанты
на Западѣ ставили антихриста — папу: Wallichs Beschreibung
Tilrkircher Religion, Leben, Wandel und Tod Mahomets, und Vergleichung beyder Orientalischen und Occidentalischen Antieliristen.
Stadae Suecorum, 1659. (Solger ibid. Pars II p. 146). Тоже пи­
сали тогда и другіе, см. ниже прии. 164.