Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века

Невоструев К.И. Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. -Москва, 1868

1868

Содержание

Предисловие

Оглавление

I. Введение, где излагается

§ 1. Побуждения к настоящему изданию

§ 2. Содержание рукописи, с коей издается слово, и внешнее ее описание

§ 3. Сведения о жизни св. Ипполита

§ 4. О мраморной статуе в честь св. Ипполита

§ 5. Сведения о сочинениях Ипполита

§ 6. Сочинение об антихристе, под именем Ипполита, в двух видах

§ 7. Сходство и отличие двух означенных сочинений об антихристе

§ 8. Подлинность сочинения Ипполита о Христе и антихристе, изданного Гудием и представляющегося в древнем Слав. переводе. Теперь издаваемом по Чудовской рукописи

§ 9. Доказательства подлинности а) от свидетельств древних, приводящих места из этого собственного сочинения

§ 10. Доказательства б) от сходства с другими сочинениями Ипполита

§ 11. Доказательства в) от сходства с учением Иринея

§ 12. Доказательства г) от признаков древности в сочинении

§ 13. Подложность беседы, изданной Пиком и в Соборнике помещаемой, доказывается а) выписками в ней из Ефрема Сирина и других поздних писателей

§ 14. Подлинность доказывается б) из образа речи, анахронисмов и некоторых странных мыслей

§ 15. Повод к составлению беседы - в явлении Магомета и Сарацин

§ 16. Связь беседы с сочиненем Мефодия, патриарха Константинопольского о владычестве народов

§ 17. Завоевания и жестокости Турок, в связи с оканчивающейся седьмою тысячью лет мира, усиливая мысль о временах антихриста, способствовали явлению или распространения подлинной беседы

§ 18. Отзывы ученых о подложной беседе

§ 19. Важность издания подлинного слова в Славянском переводе

§ 20. План сочинения

§ 21. Объяснение пасхальной таблицы как памятнике св. Ипполиту, изображенном в начале книги

II. Слово св. Ипполита об Антихристе в древнем Славянском переводе, с Греческим и русским текстами

III. Примечания к предыдущему слову

IV. Приложения, именно

Дополнение

Алфавитный указатель замечательных предметов

OCR
— 101 —

скій текстъ, мы не даемъ однако ему безусловной важ­
ности, а находимъ и въ немъ по нѣкоторымъ мѣстамъ
относительно чтеній погрѣшности и поврежденія, какъ
это показано въ примѣчаніяхъ 9. 26. 129. 178. 185.
227. 229. 283.
б) Важность для Русскаго раскола.
Изданіе подлиннаго сочиненія Ипполитова объ анти­
христѣ, особенно по такому древнему Слав. списку,
имѣетъ большое значеніе для Русскихъ раскольниковъ.
Въ Россіи издавна занимались вопросомъ о кончинѣ
міра. Не говоря о древнихъ временахъ, у насъ, какъ и
на Востокѣ и Западѣ, ояшдали ее особенно въ 1492
году, когда совершилось семь тысячъ лѣтъ, иди по
тогдашнему объясненію, семь вѣковъ міра, а за тѣмъ
и въ осмой тысячѣ, шеи вѣкѣ, противъ чего писалъ
преп. І осифъ Волоколамскій въ 7 —1 0 главахъ Просвѣ­
тителя. Въ это время, въ концѣ ΧΥΙ вѣка, весьма воз­
буждали таковую мысль на югозападѣ Россіи усилив­
шіяся тамъ гоненія папистовъ на православную вѣру
и насильственное введеніе уніи. Страдалецъ за истину,
Сте®анъ Зшаній въ своей книжкѣ (1596 г.) подъ именемъ „Сказанія на осмой вѣкъ,α вошедшей въ такъ
называемую Кириллову книгу (Моск. 1644 г.), доказы­
валъ (какъ дѣлали тогда и протестанты), что папа—
антихристъ, и въ настоящее антихристово время, за
которымъ вскорѣ послѣдуетъ кончина міра, слуги его
гонятъ истинныхъ Христіанъ. Увлекшись сею мыслію,
почти современникъ Зизанія, авторъ Книги о вѣрѣ, на
основаніи превратно понятаго числа звѣрина, въ 1666
году предполагалъ торжественное явленіе самого анти-