Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века

Невоструев К.И. Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. -Москва, 1868

1868

Содержание

Предисловие

Оглавление

I. Введение, где излагается

§ 1. Побуждения к настоящему изданию

§ 2. Содержание рукописи, с коей издается слово, и внешнее ее описание

§ 3. Сведения о жизни св. Ипполита

§ 4. О мраморной статуе в честь св. Ипполита

§ 5. Сведения о сочинениях Ипполита

§ 6. Сочинение об антихристе, под именем Ипполита, в двух видах

§ 7. Сходство и отличие двух означенных сочинений об антихристе

§ 8. Подлинность сочинения Ипполита о Христе и антихристе, изданного Гудием и представляющегося в древнем Слав. переводе. Теперь издаваемом по Чудовской рукописи

§ 9. Доказательства подлинности а) от свидетельств древних, приводящих места из этого собственного сочинения

§ 10. Доказательства б) от сходства с другими сочинениями Ипполита

§ 11. Доказательства в) от сходства с учением Иринея

§ 12. Доказательства г) от признаков древности в сочинении

§ 13. Подложность беседы, изданной Пиком и в Соборнике помещаемой, доказывается а) выписками в ней из Ефрема Сирина и других поздних писателей

§ 14. Подлинность доказывается б) из образа речи, анахронисмов и некоторых странных мыслей

§ 15. Повод к составлению беседы - в явлении Магомета и Сарацин

§ 16. Связь беседы с сочиненем Мефодия, патриарха Константинопольского о владычестве народов

§ 17. Завоевания и жестокости Турок, в связи с оканчивающейся седьмою тысячью лет мира, усиливая мысль о временах антихриста, способствовали явлению или распространения подлинной беседы

§ 18. Отзывы ученых о подложной беседе

§ 19. Важность издания подлинного слова в Славянском переводе

§ 20. План сочинения

§ 21. Объяснение пасхальной таблицы как памятнике св. Ипполиту, изображенном в начале книги

II. Слово св. Ипполита об Антихристе в древнем Славянском переводе, с Греческим и русским текстами

III. Примечания к предыдущему слову

IV. Приложения, именно

Дополнение

Алфавитный указатель замечательных предметов

OCR
— 13 что съ памятникомъ Ип., особенно же съ означеннымъ
толкованіемъ его, часто будемъ имѣть дѣло.
Съ именемъ Ипполита, какъ и многихъ другихъ
знаменитыхъ Отцевъ и писателей, извѣстно нѣсколько
сочиненій и подложныхъ. Таково Родословіе св. Дѣвы
Маріи и Іосифа, о коемъ говоритъ Никифоръ Каллимъ40),
принадлежащее гораздо позднѣйшему Ипполиту—Ѳивскому (конца XI или начала XII в.). Весьма сомнительны
также приписываемыя Ипполиту Кедринымъ41) и Миха­
иломъ Глиною42) и подъ именемъ его встрѣчающіяся
и въ Славянскихъ рк. Извѣстія „о двѣнадцати апосто­
лахъ6·, равно и „о седмидесяти ученикахъ. “ Ни то ни
другое не было извѣстно древнимъ, и оба представляютъ
признаки поздняго времени. Сочиненіе о 70 апостолахъ
является также съ именемъ Дороѳея.43)
§ 6. Сочиненіе объ антихристѣ — въ двухъ видахъ.
Такой же участи подвергалось и догматическое со­
чиненіе Ипполита объ антихристѣ, теп еръ предлагаемое.
Что Ипполитъ писалъ сочиненіе объ антихристѣ, объ
атомъ говорятъ древніе, называя самое сочиненіе то
книгою объ антихристѣ, то вѣрнѣе—книгою о Христѣ
и антихристѣ. Іеронимъ 44) говоритъ: Ипполитъ на­
писалъ книгу объ антихристѣ (scripsit de antichristo),
Германъ, патр. Константинопольскій45), пишетъ: это
говорятъ (т. е. что въ 6500 г. будетъ пришествіе
40) Hist. Eecl. lib. II с. 3.
41) Compend. Hist. p. 203.
42) Annales pars III p. 239.
43) Генелль p. 52, Palrol. cursus X p. 341, пр. Филаретъ c. 117.
44) Catal. cap. 61.
45) In Mosixjj θεωρία

Auctarium Frout. Ducaei Par. 1624, t. II. p. 148.