Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века

Невоструев К.И. Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. -Москва, 1868

1868

Содержание

Предисловие

Оглавление

I. Введение, где излагается

§ 1. Побуждения к настоящему изданию

§ 2. Содержание рукописи, с коей издается слово, и внешнее ее описание

§ 3. Сведения о жизни св. Ипполита

§ 4. О мраморной статуе в честь св. Ипполита

§ 5. Сведения о сочинениях Ипполита

§ 6. Сочинение об антихристе, под именем Ипполита, в двух видах

§ 7. Сходство и отличие двух означенных сочинений об антихристе

§ 8. Подлинность сочинения Ипполита о Христе и антихристе, изданного Гудием и представляющегося в древнем Слав. переводе. Теперь издаваемом по Чудовской рукописи

§ 9. Доказательства подлинности а) от свидетельств древних, приводящих места из этого собственного сочинения

§ 10. Доказательства б) от сходства с другими сочинениями Ипполита

§ 11. Доказательства в) от сходства с учением Иринея

§ 12. Доказательства г) от признаков древности в сочинении

§ 13. Подложность беседы, изданной Пиком и в Соборнике помещаемой, доказывается а) выписками в ней из Ефрема Сирина и других поздних писателей

§ 14. Подлинность доказывается б) из образа речи, анахронисмов и некоторых странных мыслей

§ 15. Повод к составлению беседы - в явлении Магомета и Сарацин

§ 16. Связь беседы с сочиненем Мефодия, патриарха Константинопольского о владычестве народов

§ 17. Завоевания и жестокости Турок, в связи с оканчивающейся седьмою тысячью лет мира, усиливая мысль о временах антихриста, способствовали явлению или распространения подлинной беседы

§ 18. Отзывы ученых о подложной беседе

§ 19. Важность издания подлинного слова в Славянском переводе

§ 20. План сочинения

§ 21. Объяснение пасхальной таблицы как памятнике св. Ипполиту, изображенном в начале книги

II. Слово св. Ипполита об Антихристе в древнем Славянском переводе, с Греческим и русским текстами

III. Примечания к предыдущему слову

IV. Приложения, именно

Дополнение

Алфавитный указатель замечательных предметов

OCR
— 25 —
Когда такимъ образомъ четыре вышеприведенныя
свидѣтельства древности, начиная съ ΙΥ в., ясно пока­
зываютъ подлинность этого сочиненія Ипполита, нѣтъ
ни одного свидѣтельства или указанія древности на
другое объ антихристѣ подложное сочиненіе, изданное
Пикомъ.
§ 10. Продолженіе, доказательство б) отъ сходства сь
прочими сочиненіями Ипполита.
2)
Подлинность перваго сочиненія очевидна изъ
сходства многихъ мѣстъ его съ прочими подлинными
сочиненіями св. Ипполита. Такъ какъ въ книгѣ объ
антихристѣ часто излагаются пророчества Даніиловы,
а съ другой стороны извѣстно, что Ипполитъ писалъ
толкованіе на книгу Даніила: то ближе всего искать
сходства съ симъ толкованіемъ. Толкованіе это, ска­
зали мы, въ кодексѣ Хизіановомъ читается въ сокра­
щенномъ видѣ, а у Анж. Мая въ полномъ; впрочемъ
Май издалъ оное не сплошь, а на тѣ преимущественно
главы и мѣста, коихъ не касался Хиз. кодексъ. Поэтому надлежитъ обратиться къ тому и другому тол­
кованію,—и въ словѣ объ антихристѣ, ка;кое отпеча­
талъ Гудій, дѣйствительно есть сходныя мѣста съ обо­
ими. Въ Гудіевомъ изданіи и Чудовской рукописи гл.
43 и 64 говорится, что второе пришествіе Христово
будетъ въ послѣдней 70-й седминѣ Даніиловой, въ по­
ловинѣ которой предтечами его явятся Енохъ и Илія:
тоже самое читается въ Хиз. кодексѣ гл. 22 и 39*, 61)
61) Идейно въ словѣ объ антихристѣ читается: „вопросъ (о кон­
чинѣ міра) разрѣшаетъ ламъ Даніилъ, когда говорить: и утвердите
завѣтъ мпозѣмъ седмина едина, es полъ же седминьі отъимется

4