Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века

Невоструев К.И. Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. -Москва, 1868

1868

Содержание

Предисловие

Оглавление

I. Введение, где излагается

§ 1. Побуждения к настоящему изданию

§ 2. Содержание рукописи, с коей издается слово, и внешнее ее описание

§ 3. Сведения о жизни св. Ипполита

§ 4. О мраморной статуе в честь св. Ипполита

§ 5. Сведения о сочинениях Ипполита

§ 6. Сочинение об антихристе, под именем Ипполита, в двух видах

§ 7. Сходство и отличие двух означенных сочинений об антихристе

§ 8. Подлинность сочинения Ипполита о Христе и антихристе, изданного Гудием и представляющегося в древнем Слав. переводе. Теперь издаваемом по Чудовской рукописи

§ 9. Доказательства подлинности а) от свидетельств древних, приводящих места из этого собственного сочинения

§ 10. Доказательства б) от сходства с другими сочинениями Ипполита

§ 11. Доказательства в) от сходства с учением Иринея

§ 12. Доказательства г) от признаков древности в сочинении

§ 13. Подложность беседы, изданной Пиком и в Соборнике помещаемой, доказывается а) выписками в ней из Ефрема Сирина и других поздних писателей

§ 14. Подлинность доказывается б) из образа речи, анахронисмов и некоторых странных мыслей

§ 15. Повод к составлению беседы - в явлении Магомета и Сарацин

§ 16. Связь беседы с сочиненем Мефодия, патриарха Константинопольского о владычестве народов

§ 17. Завоевания и жестокости Турок, в связи с оканчивающейся седьмою тысячью лет мира, усиливая мысль о временах антихриста, способствовали явлению или распространения подлинной беседы

§ 18. Отзывы ученых о подложной беседе

§ 19. Важность издания подлинного слова в Славянском переводе

§ 20. План сочинения

§ 21. Объяснение пасхальной таблицы как памятнике св. Ипполиту, изображенном в начале книги

II. Слово св. Ипполита об Антихристе в древнем Славянском переводе, с Греческим и русским текстами

III. Примечания к предыдущему слову

IV. Приложения, именно

Дополнение

Алфавитный указатель замечательных предметов

OCR
—8 —
дующіе ему, соединяютъ оба означенныя объясненія
такимъ образомъ, что знаменитый учитель Востока,
Ипполитъ, гдѣ, по Даміани, онъ обратилъ очень мно­
гихъ Аравитянъ къ вѣрѣ Христовой, подъ конецъ
жйзни своей, по дѣламъ Церкви, оттуда путешествовалъ
въ Римъ и тамъ оставилъ по себѣ также славную па­
мять, пріявъ мученическій вѣнецъ близь Остіи.26) Та­
кая кончина его—такъ какъ Іеронимъ,27) Ѳеодоритъ28)
и папа Геласій29) дѣйствительно называютъ Ипполита
мученикомъ—въ Остіи или на Востокѣ послѣдовала въ
гоненіе Деція, около 251 г., судя потому, что Иппо­
литъ писалъ противъ ереси Ноэта, появившейся около
244 года.30)
§ 4 . О мраморной статуѣ въ честь Ипполита.
Мученичество близъ Рима особенно подтверждаютъ
найденною въ 1551 г. въ окрестностяхъ его на Боро­
вомъ полѣ мраморною статуею св. Ипполита. Святи­
тель представленъ сѣдящимъ на каѳедрѣ, на сторонахъ
которой начертанъ составленный имъ пасхальный кругъ
и перечень прочихъ его сочиненій. И относительно
этого памятника мнѣнія ученыхъ различны. Тогда какъ
одни признаютъ его современнымъ св. Ипполиту, дру­
гіе низводятъ его къ Т І вѣку, но не далѣе. Уже зна­
менитый Винкельманъ статую Ипполита объявилъ

26) Opera Petri Damiani, ed. Paris. 1743. t. III De abdicatione episcop.
ad Nicol. II. P. Rom.
27) Praef. in Mattii.
28) Dial. III.
29) In lib. de duab. nat. in Christo.
30) Epiph. Haer. LVII.