Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века

Невоструев К.И. Слово святаго Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. -Москва, 1868

1868

Содержание

Предисловие

Оглавление

I. Введение, где излагается

§ 1. Побуждения к настоящему изданию

§ 2. Содержание рукописи, с коей издается слово, и внешнее ее описание

§ 3. Сведения о жизни св. Ипполита

§ 4. О мраморной статуе в честь св. Ипполита

§ 5. Сведения о сочинениях Ипполита

§ 6. Сочинение об антихристе, под именем Ипполита, в двух видах

§ 7. Сходство и отличие двух означенных сочинений об антихристе

§ 8. Подлинность сочинения Ипполита о Христе и антихристе, изданного Гудием и представляющегося в древнем Слав. переводе. Теперь издаваемом по Чудовской рукописи

§ 9. Доказательства подлинности а) от свидетельств древних, приводящих места из этого собственного сочинения

§ 10. Доказательства б) от сходства с другими сочинениями Ипполита

§ 11. Доказательства в) от сходства с учением Иринея

§ 12. Доказательства г) от признаков древности в сочинении

§ 13. Подложность беседы, изданной Пиком и в Соборнике помещаемой, доказывается а) выписками в ней из Ефрема Сирина и других поздних писателей

§ 14. Подлинность доказывается б) из образа речи, анахронисмов и некоторых странных мыслей

§ 15. Повод к составлению беседы - в явлении Магомета и Сарацин

§ 16. Связь беседы с сочиненем Мефодия, патриарха Константинопольского о владычестве народов

§ 17. Завоевания и жестокости Турок, в связи с оканчивающейся седьмою тысячью лет мира, усиливая мысль о временах антихриста, способствовали явлению или распространения подлинной беседы

§ 18. Отзывы ученых о подложной беседе

§ 19. Важность издания подлинного слова в Славянском переводе

§ 20. План сочинения

§ 21. Объяснение пасхальной таблицы как памятнике св. Ипполиту, изображенном в начале книги

II. Слово св. Ипполита об Антихристе в древнем Славянском переводе, с Греческим и русским текстами

III. Примечания к предыдущему слову

IV. Приложения, именно

Дополнение

Алфавитный указатель замечательных предметов

OCR
— 33 —
§ 11.

Продолженіе, доказательство
съ ученіемъ Иринея.

в)

отъ сходства

3)
Не менѣе очевиднымъ доказательствомъ подлин­
ности настоящаго сочиненія служитъ ближайшее сход­
ство его съ ученіемъ Иринея объ антихристѣ. Ипполитъ,
какъ мы уже замѣтили (стр. 5. 11.), самъ свидѣтельство­
валъ о себѣ, что онъ былъ ученикъ Иринея Ліонскаго
и что въ полемикѣ противъ ересей (Contra haereses)
послѣдовалъ не только его примѣру, но и ученію. Это
послѣдованіе Иринею ученые замѣчаютъ по всѣмъ по­
чти сочиненіямъ Ипполита—въ ученіи о Божествѣ Іисуса
Христа, безсмертіи души, воскресеніи тѣлъ, въ упо­
требленіи и признаніи подлинности книги Апокалип­
сиса и пр. И въ сочиненіи объ антихристѣ, какое из­
далъ Гудій, почти всѣ существенныя мѣста оказывают­
ся буквально сходными съ изложеніемъ объ антихристѣ
св. Иринея въ 5 книгѣ его противъ ересей гл. 25—30.69)
Этихъ мѣстъ, нерѣдко представляющихъ признаки III
вѣка, вовсе нѣтъ въ другомъ словѣ въ недѣлю мясопуст­
ную, кромѣ одного или двухъ, но такъ впрочемъ пере­
дѣланныхъ, что исчезаютъ уже и сходство съ Иринеемъ
и признаки времени Ипполитова. Такъ Ириней въ гл.
30 (р. 801) антихриста производитъ отъ колѣна Данова,
на основаніи словъ прор. Іереміи: „а Іеремія показалъ
не только внезапный его приходъ, но и колѣно, изъ
котораго онъ произойдетъ, говоря: отъ Дана услы­
шимъ гласъ ржанія коней его, отъ гласа ржанія яжденія коней его потрясется вся земля (Іер. 8, 16).“
69) S. Irenaei quae supersunt omnia, ed. Ad. Stieren. Lipsiae 1853,
tom. I p. 783 — 803.
M

o