ТРИ КНИГИ ТОЛКОВАНІЙ НА ПРОРОКА ОСІЮ. 353 Глава 1. Ст. 1. Слово Господне, которое было къ
Іоилю, сыну Фатуила. Семьдесятъ толковниковъ вмѣсто
Фатуила перевели Ваѳупла, что у евреевъ не имѣетъ ни¬
какого соотвѣтственнаго значенія ]), между тѣмъ какъ Фа¬
ту илъ къ переводѣ на вашъ языкъ означаетъ широта Бо¬
жія пли отверзающій Богъ, какъ читается у Марка о Спа¬
сителѣ, сказавшемъ глухонѣмому: еффаѳа (еркрЫіа), еже
есть раззерзися (Марк. 7, 34). Ибо, такъ какъ онъ мои.
съ апостоломъ сказать: уста наша отверзошася къ вамъ,
коринѳяне, сердце наше распространися (Ч Кор. 6, 11),
то и услышалъ отъ Господа: разгиири уста твоя, и
исполню я (Псал. 80, II). Также и самое откерзаніе устъ
находится во власти не человѣка, а Бога, какъ говорить
Павелъ: дверь ми отверзеся велика и поспѣшна, и сопро-
тивнін мнозп (1 Кор. 16, 9). Поэтому Богъ называется
отверзающимъ. И такъ какъ святой постоянно преуспѣваетъ,
отчасти зная и отчасти пророчествуя, пока настанетъ
совершенное (1 Кор. гл. 13); то, будучи рожденъ отъ рас¬
ширенія и отверзанія, онъ называется Іоилемъ, то есть
начинающимъ или есть Богъ, согласно съ словами апостола:
братге, азъ себе не у помышляю достигши (Филиип. 3, 13),
и возрастая въ этомъ смиреніи, онъ удостоивается услышать
вмѣстѣ съ Моиееемь: Сый посла мя (Исх. 3, 14) Ибо въ
отличіе отъ несуществующихъ, о которыхъ въ Есѳири мы чи¬
таемъ: Не предаждь скиптра Твоего симъ иже не суть (Есо.
4, 17), о Богѣ и святыхъ Его говорится, какъ о сущесткую- ') Это не значить, что блаж. Іеронимъ не зналъ этимологи-
ческаго значенія имени Ваѳуилъ. Напротивъ того, въ Книгѣ
Именъ Еврейскихъ онъ говоритъ, что Ваѳуилъ значитъ дѣва или
дочь Божія. Но это значеніе неумѣстно въ разсматриваемомъ
мѣстѣ пророка Іоиля, потому что въ такомъ случаѣ получи¬
лось бы выраженіе въ родѣ слѣдующаго: Іоиль смк?> дочери
Божіей. Твореніе бі, іеровнма, ч. 12. 23